Вопрос – ответ №76. Что там за марка на винах из Риохи? Это акциз? Зачем в бокал с вином добавляют фрукты и ягоды?
Риоха эта сразу вызвала подозрение! Какая-то странная марка с задней стороны бутылки — то ли акциз, то ли не акциз... что там испанцы удумали? Сегодня выясним, а потом сразу перейдём к шалостям. Кидать ягоды в бокал с вином — комильфо или нет? И как на подобное смотрят производители крутого шампанского?
Должен ли стоять испанский акциз на вине Marques de Riscal Reserva?
Если речь о марке, что приклеена к задней части бутылки и выглядит примерно так >>
то это немножко другое. Акциз — это налог, которым государство облагает тот или иной товар. Например, если вы хотите продать вино в России, оно должно иметь акцизную марку, будь оно местное-патриотическое или импортное. А марка, которую можно найти на бутылке Riscal — это, скорее, знак соответствия. На бутылке она будет не потому что «должна», а потому что может, и это вполне почётно.
В Риохе такие марки выдаёт местный регулятор, тем самым гарантируя: вино сделано в узнаваемом стиле и имеет определённую выдержку. Марки достаются лишь производителям, входящим в сообщество и обязавшимся делать вино по установленным правилам (но не без свободы творчества). А если вдруг выяснится, что производитель сжульничал, вино в бочке недодержал, но наклейку всё равно прилепил, ему за это будет очень плохо, больно, дорого и атата.
Подобные марки можно встретить почти в любом испанском регионе: от Наварры до Ла Манчи и от Риберы дель Дуэро до Бьерсо — везде есть стандарты виноделия и желание выступать единым маркетинговым фронтом. С другой стороны, никто не мешает условному риоханскому предпринимателю делать вино по своим правилам, но выпускать его в продажу придётся не как Официальную_Риоху, а как простое столовое испанское.
В Риохе есть 4 классические категории вина, на которых можно найти подобные марки: Generic, Crianza, Reserva и Gran Reserva. Давайте взглянем на них поближе.
Вина Риохи, 4 категории по сроку выдержки
В категории «Generic» обычно встретятся юные вина без какой-то специальной выдержки. Вот и в Dos Caprichos нет ни грамма дуба и ванили, зато сплошные обнажённые ягоды и лёгкий характер.
Ух, как мы успешно добавляли это Siglo бонусом к февральским заказам! Разлеталось мигом, что неудивительно. Crianza — это минимум 2 года выдержки, из которых год должен пройти в бочке. Ягодный замес из ежевики, сливы и клубники дополнен шоколадом и ванилью — будем считать, что это такой милкшейк для взрослых.
Если видите надпись на красной риохе значок «Reserva», знайте: общая выдержка составит уже 3 года, из которых минимум один — в бочке.
Паркеровцы из Wine Advocate окрестили эту ресерву «гедонистической», совершенно не возражаем. 11 лет — отличный возраст! Всё, что нужно, тут уже напоказ: и вишня с красной смородиной, и табак с кожей. Несите фаршированного поросёнка, хамон и прочие радости простого человека.
Гран ресерва — это топ риохи. По закону должно быть 60 месяцев выдержки, из которых минимум 2 года в дубе и минимум 2 года в бутылке. Всё это долго и дорого, поэтому за гран ресерву обычно берутся, когда уверены в результате (то есть в хороший год и при классном урожае). Рискалевская версия повышает ставки: там не 2, а 3 года выдержки — что в бочке, что в бутылке. Вино сразу выкатывает арсенал тёмных ягод и специй при поддержке табачного листа, тёмного шоколада и лакрицы. Густое, манящее, глубокое.
Иногда в бокал с вином добавляют фрукты или ягоды. Зачем? И в какие вина их можно добавлять?
Добавляют обычно для веселья — хочется же пошалить! Допускаем, что кому-то и вкуса не хватает, но тут можно с равным подозрением посмотреть как на вино, так и на винолюба :) Лучше, конечно, шалить с максимально простыми винами, потому что хорошую бургундию малинкой не украсишь, у неё своих козырей полно.
Ещё есть известный лайфхак с замороженными виноградинами, которые используют вместо кубиков льда (очевидный плюс: они не превращаются в воду). И если вам на пикнике или вечеринке остро захотелось бросить пару-тройку ягод в бокал ледяного просекко или легкомысленного белого, почему бы нет?
Но иногда всё переворачивается с ног на голову. Многие производители шампанского подходят к делу с максимально серьёзным лицом, и их можно понять, имеют право. А вот дом Lanson однажды решил похулиганить и выпустил расслабленный White Label для «игры с ароматами». Так прямым текстом и говорили, мол кидайте любимые ягоды в бокал, экспериментируйте, это шампанское (кстати, полусухое) мы для того и придумали!
Остаётся процитировать замечательный рекламный ролик: «fun, anyone**?»
**повеселимся