А судьи кто: главные лица винной критики

Мы решили поговорить о легендах винной критики, которые взмахом пера научились превращать обычное вино в очень дорогое. Рассказываем про самые известные имена в профессии, их систему оценки и за что критикуют самих критиков.

Robert Parker (RP)

Сегодня Роберт Паркер — синоним винной критики и имя нарицательное. Его биография достойна отдела «истории успеха» в книжном магазине: влюбленный в вино самоучка из США, оценки которого повлияли на виноделие во всем мире.

Все началось в конце 1960-х годов, когда будучи молодым банковским юристом, Паркер прилетает в Эльзас и впервые пробует местные вина. Вернувшись в Америку, он собирает винный клуб, где вместе с такими же любителями дегустирует французские вина, параллельно разбираясь в сортах и аппелласьонах. Главной целью Паркера было создание винного справочника, который увидел свет в 1978 году: спустя почти 50 лет Wine Advocate по-прежнему является одним из самых влиятельных медиа о вине.

Чем крут Роберт Паркер?

Подходы Паркера разделили винную критику на до и после. Раньше критики работали в интересах производителей и поставщиков вина, поэтому их отзывы не баловали объективностью. Паркер же встал на сторону потребителя — без оглядки на статус хозяйства он старался беспристрастно оценивать вина, писал понятным языком без высокопарных эпитетов, а главное, первым ввел числовую систему оценки — 100-балльную шкалу. В справочнике принципиально не было рекламы — только рейтинги.

В его системе любое вино сразу получает 50 баллов, а дальше очки прибавляются за цвет и внешний вид, ароматику, вкус, текстуру, потенциал к выдержке и т.д. Все, что выше 80 баллов у Паркера — уже достойно внимания.

80—85 баллов — «неплохо, но ничего особенного»;
85—89 баллов по Паркеру — «выше среднего»;
90—95 баллов — «потрясающе»;
96—100 баллов — «великое вино!»

Успех Паркера

Позже случились урожай 1982 года в Бордо и главный триумф Роберта Паркера. Критик одним из первых высоко оценил потенциал винтажа, в то время как его коллеги в унисон твердили обратное. Время расставило все по местам: урожай 1982 года считается одним из лучших в прошлом столетии и обогатил тех, кто прислушался к совету Роберта. Паркер стал винным критиком №1: отныне за ним следили и просто любители вина, и богатые инвесторы, и сами виноделы.

Критика критики Паркера

Когда индустрия поняла, какие вина предпочитает Паркер, то ради высоких оценок многим виноделам захотелось соответствовать его вкусам. Высокие оценки гарантировали большие продажи. По сути он стал одним из главных регуляторов цен на вина из Бордо: 100 баллов могли легко увеличить стоимость отпускной цены в 4 раза.

Появился термин «паркеризация»: виноделы адаптировали свои подходы к производству вина, стали высаживать каберне совиньон — лишь бы угодить главному критику с его страстью к тяжелым, насыщенным фруктовым винам крепостью 14,5%. Началась эпоха стандартизации винной индустрии.

Еще одна претензия к Паркеру — фактически уничтожение профессии независимого винного критика: из-за серьезного роста цен приобретать вина для дегустации на свои деньги стало намного сложнее.

В 2019 году Роберт Паркер ушел на заслуженный отдых и продал свое детище The Wine Advocate. Но дело его живет: под брендом «Роберт Паркер» продолжает работать коллектив талантливых авторов и экспертов.

James Suckling (JS)

По уровню известности уроженец Лос-Анджелеса Джеймс Саклинг — первый после Паркера. Свой путь в вине он начал в 1981 году как ассистент редактора в тогда еще малоизвестном издании Wine Spectator. Чуть позже перебрался в Европу, развивал европейское бюро журнала в Париже и ушел спустя 40 лет с позиции старшего редактора. В 2010-м Саклинг запустил собственный сайт JamesSuckling.com и продолжает заниматься любимым делом. Вместе с командой из 15 человек он суммарно дегустирует около 18 000 вин в год. Издание базируется в Гонконге, где в 2018 году у Саклинга появился собственный ресторан James Suckling Wine Central. За свою карьеру он попробовал больше 250 000 вин.

Шкала оценок и критика Саклинга

И в Wine Spectator, и в сольном плавании критик придерживается 100-балльной шкалы. Дегустации проводятся вслепую, заранее известен только аппелласьон и год урожая. Основной фокус — на винах с рейтингом 90 баллов и выше.

90—94 баллов — выдающееся вино;
95—100 баллов — обязательно к покупке. «Эти вина потрясают до глубины души, волнуют, остаются в памяти. Вы никогда не замечаете, как допили бутылку».

Саклинга часто обвиняют в завышенных оценках: действительно, редкое вино получает у него меньше 90 баллов, но и 100 здесь просто так не заработать. «Мои оценки берутся не из воздуха. Я даю до 15 баллов за цвет, до 25 баллов за ароматику, еще 25 баллов за структуру (текстура, кислотность, алкоголь, танины, баланс) и до 35 баллов за общее впечатление. Вино с оценкой ниже 80 баллов — деньги на ветер и впустую потраченное время. Жизнь слишком коротка, чтобы пить плохое вино».

Wine Spectator (WS)

Нельзя просто так взять и отдельно не рассказать о Wine Spectator — издании, которое раскрыло талант Джеймса Саклинга и других знаковых винных критиков. Основанное в США в далеком 1976 году, оно по-прежнему является одним из самых популярных и авторитетных в мире вина. Команда высококлассных экспертов Wine Spectator работает в группах по региональному признаку и ежегодно пробует более 15 000 вин со всего мира. Их рейтинг «100 лучших вин мира» — целое событие в винной индустрии, которое в конце каждого года ждут сильнее самого Нового года.

Главный инструмент Wine Spectator — уже знакомая 100-балльная шкала:
80—84 балла — неплохо, приличное вино «на каждый день»;
85—89 баллов — очень хорошее вино;
90—94 балла — выдающееся вино с уникальными качествами;
95—100 баллов — великое вино, подлинная классика.

Jancis Robinson (JR)

Может сложиться ощущение, что критиковать вино и ставить ему оценки — исключительно мужское занятие, но пример первой леди винной критики Дженсис Робинсон опровергает любые стереотипы. Дженсис — уроженка Англии со степенью «Мастер вина» и титулом кавалера Ордена Британской империи, винный консультант королевских погребов и автор многочисленных книг о вине.

В качестве альтернативы 100-балльной системе оценки она создала свою — 20-балльную. Все, что выше 16,5 баллов, — можно пить. «Я понимаю, что невозможно описать вино оценкой, но наша система помогает быстро сориентироваться и выбрать хорошее вино, когда на это нет времени».

12 баллов — плохое вино с откровенными дефектами;
13 баллов — вино без баланса, на грани с дефектом;
14 баллов — скука смертная;
15 баллов — середнячок, просто хорошее вино без дефектов;
16 баллов — выдающееся вино;
17 баллов — превосходное вино;
18 баллов — удивительно хорошее вино;
19 баллов — вау, вино просто класс!
20 баллов — великое вино, снимайте свои шляпы.

О том, что у Дженсис Робинсон есть свой взгляд на оценку вина и нет авторитетов, свидетельствует заочная перепалка с Робертом Паркером 20-летней давности. Камнем преткновения стало Château Pavie 2003 из Сент-Эмильона: в противовес высокой оценке Паркера, Робинсон поставила вину 12 баллов из 20, сопроводив оценку разгромным комментарием и эпитетами вроде «нелепое» и «неаппетитное». Колкости в адрес друг друга в итоге закончились примирением сторон.


Выжмите из нас максимум!
Скидка 10%, живые винные истории, акции и бонусы для своих. Доставим прямо в почту!