Стили порта
Маститые любители порта часто повторяют старый миф, что порт бывает английским, а бывает португальским. Это о стиле, конечно. Якобы те самые старинные, благородные, крупные и успешные дома, основанные англичанами, веками делали порт под вкус англичан – богатый, более сладкий и пышный, искусный и рафинированный, а горстка сумевших выжить во всех исторических перипетиях домов, созданных португальцами, имеет на стиль истинного порта другой взгляд – он должен быть мускулистым, сдержанным, суховатым, вроде поджарого жеребца. Миф этот уже не однократно подвергался развеиванию. Аргументы, например, такие.
Британская ассимиляция
Не все в долине Дору делится на английское и португальское. Вообще английских из старых домов осталось не так уже много. Из важных независимыми, семейными и, да, английскими еще являются, пожалуй, только Taylor’s и, конечно, владения семьи Симингтон – Warre’s, Graham’s, Dow’s и т.д. Они же в 2006-м поглотили еще один считавшийся очень английским дом Cockburn's (вернее они купили виноградники, производственные и складские помещения Cockburn's, а сама марка пока все еще принадлежит «бурбоновому» Jim Beam, которому она досталась после «распада» Allied Domecq). То есть фактически английский стиль сконцентрировался в одних руках. Но Симингтоны уже ой как давно живут в Португалии!
Местные метания
С другой стороны, посмотрим на португальские дома. Кто они? Некогда основанный урожденным португальцем дом Fonseca давным-давно входит в английскую группу Taylor’s. Когда-то на внутреннем рынке Португалии была очень любима марка Calem, потому что ее хозяева, португальцы, хорошо апеллировали к патриотическим чувствам сограждан. Но с 1998 года она вошла в состав группы Sogevinus SGPS, которая была образована испанским банком Caixa Nova ради того, чтобы скупить ряд не слишком блестящих португальских брендов, и рейтинги Calem после 1997 выше 87 по WS не поднимались (впрочем, и раньше они не были особо высоки). К чему эта история про Calem и Sogevinus? К тому, что, если по-честному, истинно португальские дома никогда не были в лидерах региона, и мифический португальский стиль вряд ли можно было без натяжки сравнивать с благородным английским, выпестованным такими джентльменами, как Симингтоны. И есть, кажется, единственный исконно португальский (но теперь уже тоже не португальский) дом, который безусловной звездой был всегда. Это Quinta do Noval.
Португальская правда
Но. Тот самый миф об английском и португальском порте обычно подразумевал, что английский – это нечто изысканное, но сильное, глубокое и полнотелое, а португальский – нечто рустичное, грубоватое и к тому же слабенькое, не слишком насыщенное. Почему так было? Потому что у англичан всегда было больше денег, а значит – лучшее оборудование, лучший контроль, уход за виноградниками и так далее. А португальцам всего этого не хватало, вот и получались у них «рустикальные» вина, к тому же редко кто из них мог себе позволить сосредотачиваться на порте высшей категории – винтажном. Как вы понимаете, к Quinta do Noval все это ни на грамм не относилось никогда! Так что объективно неверно было бы называть этот великий дом представителем португальской стилистики. У Noval свой, уникальный стиль.
Ноев ковчег о порту
За пару последних десятилетий, когда у портвейна, наконец, стало все в порядке с экспортом, и для него начался новый золотой век, в этой индустрии все абсолютно смешалось. И где там английское, а где португальское — уже никто не разберет. К тому же и среди тех легендарных торговцев, которые основали главные марки, были не только англичане, но и, например, датчане (Niepoort) и немцы.
Неразоблачение мифа
В общем, дегустируя руби, тони и LMB двух истинно английских домов семьи Симингтонов на одном поле с винами Noval – дома, который около 280 лет находился в руках португальцев, но с 1994 года принадлежит французской группе AXA-Millesimes под управлением англичанина Кристиана Сили, мы уговаривали себя не искать в них нечто английское и нечто португальское. Но все-таки нашли. Как это ни противоречит логике, но вина Симингтона действительно более рафинированные, салонные, элегантные, а новалевские – более сухие (насколько это возможно для порта), с мощным танинным нюансом в аромате и во вкусе, который ощущается даже в выдержанном тони, поджарые, напористые и мужественные.
Теоретически
- Graham’s дом, который семья Симингтон позиционирует на несколько более широкую аудиторию, нежели члены закрытых клубов джентльменов, с теоретически более ясным и ярким стилем, округлый и мягкий, с классически выраженной харизмой порта.
- Warre’s дом с несколько более претенциозной аудиторией, вина которого порой отличаются эстетски завуалированной стилистикой, изощренной тонкостью, дающей дегустатору простор для полета фантазии.
- Quinta do Noval дом с португальскими корнями, не входящий в крупные группы с другими домами портвейна, всегда несколько оппозиционный (например, в том, что касается декларации винтажей), гордый в своем величии.
Что в итоге?
Ожидания в целом оправдались. Во всех категориях Graham’s был наиболее классическим и ярким, Warre’s изощренным, и обе марки кажутся гораздо более рафинированными, чем Noval. Последний же всегда мощный, мужественный, даже брутальный и более других располагает к сочетанию с сигарами.
Портвейны бутылочной выдержки яркий и темный рубиновый цвет Руби
РУБИ
• ассамбляж нескольких урожаев
• в бочках 2-4 года, после этого не нуждается в дальнейшей выдержке
LBV
• порт одного года, поздно бутилированный
• в бочках выдерживаются в среднем 4-6 лет, после этого в теории готов к употреблению, но продолжает развиваться в бутылке
Винтажный
• порт одного года, декларированного винтажа
• в бочках 2-3 года, после этого нуждается в очень длительной выдержке в бутылках от 10 лет и больше
Портвейны бочковой выдержки бледный золотой (рыжий) цвет Тони
ТОНИ
• ассамбляж вин разных урожаев, подолгу выдержанных в бочках
ТОНИ 10-, 20-, 30-, 40-летний
• ассамбляж вин, выдержанных в бочках соответственно в среднем 10, 20, 30, 40 лет
Колейта
• вино одного года урожая, выдерживаемое в бочках подолгу и прямо до того момента, когда производитель решает выпустить вино на рынок. Фактически это винтажный тони
• и тони, и колейта после бутилирования перестают сколько-нибудь заметно эволюционировать (они и не улучшаются, и не ухудшаются), поэтому выдерживать их в бутылках не нужно, но можно
Руби
Уже в цвете дегустаторы замечают разницу: Noval, с оттенками более концентрированными, нежели «рубин», кажется наиболее молодым из трех руби. Так и есть. Если в технических характеристиках у Graham's и Warre`s указано, что вина, пошедшие на ассамбляж, «выдержаны в среднем три года», то у Noval – «от двух до трех лет». Он также крепче на полградуса: Graham's и Warre`s – по 19º, Noval – 19,5º.
1. Graham's Fine Ruby Port
- Страна:Португалия
- Сахар:Сладкое
- Объем:0.75 л
- Виноград:тинта рориш 0% тинта као 0% турига насьональ 0% тинта баррока 0% турига франка 0%
- Производитель:Грэм'с
- Регион:Дору
- Стилистика:красное — креплёное, сладкое, выдержанное в дубе
Комментарии экспертов:
Округлый и гармоничный; яркий, без «угловатости» в аромате; ароматический профиль преимущественно ягодный, с четкой ноткой черной вишни и приятной пикантной горчинкой.
2. Warre`s Heritage Ruby Port
Комментарии экспертов:
Те же, что у Грэмс, ягодные цвета, но при этом присутствует цитрусовая нота, которая придает ему свежести и как бы сдвигает его характер в сторону деликатности.
3. Noval Fine Ruby
Комментарии экспертов:
Более плотный, специфический руби с «джемовым» фоном, нотами дикой вишни и перечными акцентами.
Тони 10-летний
Сравнительные дегустации вообще очень полезны, и всем рекомендуем проводить нечто подобное время от времени. Скажем, мы неоднократно дегустировали линейку дома Noval саму по себе, и руби, тони и другие основные категории (кроме винтажного порта, конечно) казались абсолютно классическими. Но в сравнении с Graham's и Warre’s понимаешь, что это они – классика и образчики стиля, а Noval – это нечто, стоящее особняком. Кстати, дом Noval использует для тони бочки несколько большего формата (640 л; у Graham’s, например, 534-литровые). В те годы, когда не выпускается легендарный винтажный портвейн Quinta do Noval Naçional, урожай этого виноградника используется как раз для тони.
1. Graham's 10 Years Old Tawny Port
Комментарии экспертов:
Абсолютно округлый тони, в котором доминируют ноты сухофруктов, марципана, джема, приправленные акцентами меда и фиг, а из ореховых оттенков наиболее выражен миндальный.
2. Warre`s Otima 10 Year Old Tawny Port
Комментарии экспертов:
И снова здесь присутствует цитрусовая нота. Аромат как бы завуалированный. Несмотря на свою очень современную упаковку и позиционирование, рассчитанное в том числе на клубную молодежь, Otima – портвейн медитативный, не проявляющий себя сразу, тонкий. Постояв в бокале, он, например, проявляет интересные вегетальные нотки (аромат зеленых стеблей).
3. Noval 10 Year Old Tawny
Комментарии экспертов:
Парадоксальный стиль. Тони более ореховый, чем два предыдущих, а вот сухофрукты в нем меньше ощущаются. Но самое необычное – текстура, в каком-то смысле высушивающая полость рта. Если первые два тони можно охарактеризовать как сочные, то этот сдержаннее, он действительно брутальный. Чего в нем точно нет, так это чрезмерной сладости. Его даже хочется назвать гастрономическим и попробовать сочетать не только с сырами и шоколадом, как классику жанра тони, но и, скажем, со свининой, приготовленной в китайском стиле с кисло-сладким соусом и хрустящей корочкой. Кроме того, из трех тони этот наиболее очевидно можно было бы порекомендовать к сигарам (формата корона или панателла).
Late Bottled Vintage
С категорией «поздно бутилированный винтаж» есть один нюанс, который важен в компании представленных сегодня образцов. Как вы помните, винтажный порт бутилируется 2-летним, когда он совсем молодой, поэтому (но и также потому, что он делается из самого превосходного винограда) он нуждается в долгой выдержке в бутылке. LBV, порт одного года урожая, но необязательно декларированного (и даже наоборот), выдерживается в бочках дольше. Поэтому он и называется поздно бутилированным. По закону, LBV должен быть бутилирован между 1 июля 4 года после урожая и 31 декабря 6 года. Большинство производителей стараются сделать это как можно позднее, чтобы на выходе порт был более зрелым и открытым. Но дом Warre’s бутилирует LBV после 4 лет в бочках (без фильтрации), то есть он является как бы промежуточной ступенью между хрестоматийным LBV и винтажным портом. Им не помешает дополнительная выдержка в бутылках, а в результате получается более комплексный порт. Симингтоны, впрочем, выдерживают LBV в бутылках еще некоторое время у себя на складе в Вила-Нова-де-Гайя, чтобы не путать покупателя, который привык, что LBV можно пить сразу после покупки. Noval тоже бутилирует LBV чуть раньше положенного срока. В ходе проб LBV у нас родилась такая ассоциация: по текстуре Грэмс – бархат, Новал – тяжелый натуральный шелк, а Уорс, без сомненья, – темное кружево.
1. Graham's Late Bottled Vintage
Комментарии экспертов:
Очень глубокий, интенсивный, бархатистый, обволакивающий рецепторы. И очень «живой» – то, что англичане обозначают словом vibrant: энергичный, яркий. Доминируют конфитюрные оттенки.
2. Warre`s Late Bottled Vintage
Комментарии экспертов:
Присутствует пикантная кислинка, но особенно поражает превосходный баланс этого LBV. В аромате кроме черных ягод ощутимы перечные и минеральные тона.
3. Noval Late Bottled Vintage
Комментарии экспертов:
По цвету выглядит самым молодым из трех, он почти черный. Мужественный порт. В нем снова выражено то же свойство, что в тони от Noval, – высушивающий эффект во рту, который делает этот порт наиболее подходящим к сигарам (на этот раз формата робуста).