Звонок для учителя: эксперты Simple о своих наставниках
Познавать искусство вина проще с помощью грамотного, влюбленного в свое дело учителя. Достали двойные листочки и попросили наших экспертов вспомнить профессионалов, которые открыли им мир вина и крепкого. Бонус: даем советы для новичков!
Анатолий Корнеев
Сооснователь и вице-президент Simple Group
Моим первым учителем и крестным в ремесле был и остается Мишель Гарнеро. Он сумел удивить, заинтриговать, вовлечь и навсегда заразить меня бациллой «энологии». Благодаря ему я знаю, что в изучении вина нельзя останавливаться на достигнутом, нужно изучить всё — от биохимии и географии до психологии и маркетинга, и постоянно говорить с людьми, которые опытнее тебя.
Вторым учителем считаю Джанфранко Сольдеру. Он к жажде знаний прибавил умение понимать и ценить время: нужно ждать достаточно, чтобы получилось безупречное вино. Быстрые деньги и великие вина при первом поколении виноделов — вещи чаще всего несовместимые. Третий учитель, у которого я продолжаю учиться и по сей день, — мой партнер по бизнесу Максим Каширин. Его постулаты — трудолюбие, упорство, честность и интуиция. Без них трудно построить не только бизнес, но и реноме.
Советы для начинающих: избегайте излишеств, алкоголь нужно употреблять умеренно. Будьте открыты к разным мнениям, черпайте информацию из разных источников. И ставьте себе сверхамбициозные цели — на них срабатывает закон притяжения энергии, и в итоге мечта сбудется.
Александра Рощина
Старший эксперт Simple
Здесь все просто: учил (и, в общем-то, продолжает учить) меня настоящий Мэтр — Сандро Хатиашвили. Началось все на лекциях «Энотрии» (винная школа Simple — прим. ред.), где буквально накачивают теорией и практикой: учат читать этикетку, дегустировать, подходить к выбору вина ответственно и профессионально. Продолжается все по сей день на работе.
Совет от Сандро, который я помню почти дословно: «Вы должны запретить себе пить плохо сделанные вина, вроде вот этой натуральщины. Вы же такими образцами сбиваете настройку ваших рецепторов». У меня с Сандро ассоциируется, конечно, Бордо. Они очень похожи: шарм и интеллект, так сказать, в одном флаконе. А если конкретно — легендарный Château Cheval Blanc 1947.
Виктория Шарычева
Эксперт Simple
Назову двух человек: естественно, Сандро Хатиашвили и руководительницу с первой работы. Меня, абсолютно без опыта в алкоголе, взяли кавистом, и управляющая бутиком учила основам: рассказывала про сорта, регионы и классификации. К сожалению, не помню ее имени, но помню один из главных уроков: «Никогда не смотри на одежду покупателей, так как ты никогда не определишь, что они могут себе позволить». И второй: «Не существует мужского и женского вина, есть тонкие вина или мощные, но никак не гендерные — все люди разные». Она ассоциируется у меня с виски Bunnahabhain, так как островные виски были ее любимыми. В то время для меня это был дикий диссонанс: она такая утонченная и хрупкая, но при этом вкусы предпочитала супермощные.
Чтобы не потерять мотивацию к изучению вина, советую не слушать снобов, которые считают, что отличные вина только в Бургундии и Шампани. Не зацикливайтесь на одной бутылке, пробуйте новые и изучайте себя и свои ощущения.
Олег Осокин
Ведущий эксперт Simple, преподаватель в школе Энотрия
Мои главные преподаватели — Сандро Хатиашвили и Анатолий Корнеев. Первый научил меня по-другому воспринимать вино через изучение Франции. Эта страна сделала виноделие отдельной наукой, изобрела понятия концептуальности, терруаров, технологии производства — разобраться в этом непросто, но интересно. Я делаю это до сих пор. Сандро ассоциируется у меня с великой Шампанью. Анатолий научил меня понимать и любить Пьемонт. Лет десять назад я был на сравнительной дегустации, где он представил бароло в совершенно разных стилях, из разных деревень и от разных производителей — это было очень показательно. Думаю, даже в мире нет другого такого ценителя пьемонтских вин, чьи познания были бы так широки и глубоки. С ним у меня ассоциируется Barolo Ornato от Pio Cesare. Также Анатолий привил мне любовь к русскому языку и научил выступать на публике, ораторскому искусству. На лекциях я все время поражался богатству его речи и ставил для себя в пример.
Инесса Новичихина
Эксперт Simple
Семь лет назад я пришла в свою первую школу сомелье «Миллезим» и познакомилась с Евгенией Ивановой. То, как она говорила о вине — с цитированием стихотворений, отсылками к великим художникам — раскрывало творческую и романтичную составляющая вина. Это в том числе дало мне стимул учиться дальше. Главный урок я получила через пять лет, когда пришла учиться в «Энотрию». На одной из первых лекций Александр Рассадкин с присущей ему лукавой серьезностью спросил нас: «А вы вообще любите вино?» Простой вопрос, но я решила над ним задуматься. Только спустя недели учебы, смогла искренне ответить, что да, люблю. Такой однозначный ответ — это то, что помогает преодолеть любые сомнения и сложности.
Мой совет для начинающих: поймите, зачем вы хотите изучать что-либо, что вами движет. С Александром у меня ассоциируется Ribolla от Gravner — одно из культовых оранжевых вин, во многом открывшее эту категорию миру, и при этом невероятно самобытное, не похожее на другие.