Процесс о розе
Быстрая история розового
1682 В описании вин Аржантея (Иль-де-Франс) встречается первое письменное упоминание розового вина.
1861 Первая сохранившаяся этикетка швейцарского OEil-deperdrix — бледно-розового вина из самотека пино нуар.
1882 На картине Эдуара Мане «Бар в Фоли-Бержер» представлен характерный ассортимент кабаре тех времен: шампанское, пиво и розовое вино. На этикетке крайней левой бутылки розе Мане поставил подпись.
1882 - 1905 Мишель Таво, винодел из Сомюра, впервые винифицирует каберне «по белому» (прямое прессование) и получает тем самым каберне д’Анжу — розовое полусухое вино.
1936 Тавель наряду с другими историческими зонами впервые во французской истории получает статус аппелласьона (Tavel AOC).
1941 Бандоль получает статус AOC, в том числе для розовых вин.
1942 В Португалии в компании Sogrape изобретают Mateus Rose — слабоигристое полусухое розовое, которое миллионами бутылок экспортируется в Европу и США и на время становится самым популярным вином мира. В 1940–1970-х его продавали в объемах около 3,5 млн ящиков в год.
1943 В продажу выходит апулийское Leone De Castris Five Roses — первое бутилированное розовое вино Италии (негроамаро и мальвазия нера). В Португалии появлятся Lancers — аналог Mateus и его главный конкурент на американском рынке в 1950-е.
1944 - 1975 Калифорнийская винодельня Sutter Home изобретает «белый» зинфандель — полусладкое вино розового цвета, технология производства которого является искаженным методом сэнье. Тем не менее «уайт зин» становится хитом продаж в США.
2006 Бордоский винодел Саша Лишин покупает в Провансе Château d'Esclans и делает там самое рейтинговое розе Garrus.
2006 - 2010 Попытка ЕС разрешить производство розового из смеси белого и красного вина успешно заблокирована виноделами.
2006 - 2009 - 2010 Cerasuolo d'Abruzzo из монтепульчано становится первым розовым DOC Италии.
2012 Первое розовое в Top-100 WS — Charles & Charles rosé (вашингтонское вино из сира).
осень 2012 В рамках Национального месяца по борьбе с раком груди в США запущена кампания Drink Pink (часть средств от продаж розового вина направляется в фонды по борьбе с заболеванием). Калифорнийская винодельня Envolve Winery поддержала инициативу феноменально успешной кампанией Real Men Drink Pink, к которой к лету 2013 присоединилось уже более десяти виноделен.
март 2013 Релиз прованского розового Château Miraval, выпущенного Анжелиной Джоли и Брэдом Питтом, был распродан целиком за несколько часов.
–Всем встать! Суд идет!
Судья в черной мантии, высокий крупный мужчина с черной бородой и длинными кудрявыми волосами, чем-то похожий на Вакха, быстрыми шагами вошел в зал слушаний и, усевшись на свое место, строго посмотрел на представителей сторон.
— Слушается дело о розовом вине. Обвинитель, огласите ваши претензии.
Поднялся прокурор, немолодой мужчина с седеющими висками.
— Обвинение просит суд исключить понятие «розовое» из перечня серьезных вин. Мы собираемся доказать, что нет никаких оснований считать розовые вина отдельной категорией, так как она не обладает ни сортовыми, ни технологическими, ни органолептическими особенностями, которые отличают красные или белые вина.
— Ваши аргументы понятны. Защита, вам есть что сказать?
Молодая девушка в черной мантии резко встала со скамьи.
— Ваша честь, мы готовы опровергнуть обвинение по всем пунктам и доказать, что розовые — самостоятельная и к тому же многообещающая категория вин. Мы сделаем это на основании неопровержимых фактов и свидетельских показаний. Судья погладил бороду.
Судья погладил бороду.
— Слово стороне обвинения.
— Мы основываем свою позицию на решении Суда Европейского сообщества № 89/84. Ответчик — акционерное общество «Анри Рамель» обвинялось в том, что называет розовым вино, изготовленное методом ассамбляжа из розовых итальянских и красных вин других стран ЕС. Принимая решение по данному делу, суд отметил, что «объективные характеристики позволяют признать вино розовым только на основании его окраски».
— Защита?
— Ваша честь, прошу отметить, что этому решению уже без малого 30 лет. А всего три года назад имел место другой прецедент. Еврокомиссия отказалась от планов разрешить изготовление розовых вин методом ассамбляжа красных и белых, признав, что тихими розовыми винами может называться только «продукт брожения сусла из винограда с окрашенной кожицей и с белой или слегка окрашенной мякотью или из смеси сусла из белого винограда и из почти красного винограда с мацерацией структурных компонентов или без нее».
— Минуточку. Что за путаница? Из чего же все-таки делают розовые? Из красного винограда, из белого или из чего попало?
— Ваша честь, это второй аргумент обвинения. Возьмем красные или белые вина, не те, что у вас в погребе, а такие, которые можно купить к обеду в супермаркете. Большин- ство покупателей понимает: ага, это совиньон блан, вот шардоне, вот мальбек или санджовезе. Но вы никогда с ходу не скажете про сорт, из которого сделано розовое вино.
— Защита?
— Мы вызываем первого свидетеля. Сеньор Хулиан Чивите.
Адвокат дождалась, пока пожилой винодел из Наварры устраивался в кресле для дачи показаний.
— Сеньор Чивите, вы производите одни из самых дорогих и рейтинговых розовых вин в мире. Какие сорта вы используете?
— Для розового подходят сорта, которые сохраняют хорошую кислотность без падения алкогольности и при этом раскрываются свежей фруктовостью, а также имеют чистый цвет. В Средиземноморском бассейне, в особенности в Наварре, гарнача идеально для этого подходит. Этот сорт хорошо адаптируется к разным вариантам климатов Средиземноморья, при этом стили тоже меняются от свежего стиля севера Наварры до силы и потенциала вин Приората и Шатонеф-дю-Пап.
— А поясните подробнее, как из красного винограда получается розовое вино, — обратился к виноделу судья.
— Мы делаем вино по методу кровопускания. У винограда удаляются плодоножки, и после дробления ягоды от-— Мы делаем вино по методу кровопускания. У винограда удаляются плодоножки, и после дробления ягоды отправляются в чан из нержавеющей стали, где несколько часов происходит мацерация кожицы с соком, пока сок не получит цвет, которого мы желаем добиться. Температура сохраняется на уровне 12°, что стимулирует базовые ароматы и не позволяет начаться алкогольной ферментации. После этого начинается процесс кровопускания, что значит отделение сока от кожицы под силой тяжести без какого-либо пресса. Затем происходит небольшая фильтрация, чтобы удалить тяжелый осадок из сусла, и начинается ферментация.
— Что я говорил! — ликовал прокурор. — Смотрите: красный сорт, мацерация, характерная для красного вина, — вот только довольно короткая. Поэтому я снова утверждаю — это не самостоятельный, а побочный продукт винного производства, которому не место среди серьезных вин.
— Ваша честь, мы вызываем второго свидетеля, — заявила адвокат. — Мсье Гийом Аран, шато Ля-Мартинет, Прованс.
Молодой южанин мгновенно оказался перед юристами.
— Мсье Аран, в Провансе производится каждая десятая бутылка розового вина в мире. Правда ли, что это просто побочный продукт «красного» виноделия?
— Вы знаете, что Прованс — это первая территория во Франции, где еще 2500 лет назад стали делать вино. И есть доказательства, что тогда оно было розовым! Я работал в разных странах и могу точно сказать, что отличает прованское розовое. Мы начинаем производство розе на винограднике. То есть мы выращиваем красные сорта специально для того, чтобы делать именно розовые вина — ограничиваем количество лоз, контролируем водный режим и, в отличие от виноделов, производящих красные, не проводим эффейяж и не даем ягодам перезревать. Для Прованса розовое вино — главное.
— И вы используете только красные сорта?
— Белый сорт Прованса — роль, известный в других регионах как верментино, часто входит в купаж. Но добавляем мы его еще на стадии дробления, для того чтобы придать винам больше характерной цветочной ароматики этого сорта.
— Видимо, благодаря добавлению белого сорта вина розовые Прованса окрашены уж совсем слабо, так что некоторые в бокале выглядят как почти белые, — хмыкнул прокурор.
— Вовсе нет. Это объясняется методом, каким мы делаем наши вина, который только в последние годы стали копировать в других регионах. В Провансе большинство розе делают методом прямого прессования. Почти сразу после дробления из чана сцеживают получившийся сок, а оставшуюся массу нежно прессуют. После этого самотек и сок первого давления, которые в результате получаются слабоокрашенными, смешивают.
— Ну это уж совсем по-белому, — пробормотал прокурор. Но он уже готовил для защиты следующий каверзный аргумент:
— Ваша честь, помимо сортов и технологий, серьезные вина способны выражать особенности терруара. Я утверждаю, что розовые вина слишком легки и не обладают достаточной степенью глубины, чтобы иметь такую способность. Розе — всего лишь розе, всегда легкое ягодно-цветочное вино.
— Защита вызывает Арно Буржуа. Мсье Буржуа, слышали ли вы вопрос: как выражается терруар в ваших розовых винах?
— В Сансере розовые вина делают из сорта пино нуар, который имеет очень разный характер в зависимости от того, где он высажен. Например, на известняковых почвах он дает больше фруктовых ароматов и округлые вина, а вот на кремниевых розовый сансер продемонстрирует больше минеральности и структуры, чем ароматики. Но мы считаем, что розе, которое хоть и легкое, но вполне серьезное вино, может подарить больше эмоций, если оно происходит с меловых почв Сансера, и наши лучшие розовые именно оттуда.
— Постойте, но ведь исторически сансер делали розовым, когда виноград признавался неподходящим для красного вина?
— Да, такая практика существовала в прошлом. Но 1959 года Sancerre Rosé получил статус контролируемого по происхождению аппелласьона и немедленно завоевал популярность среди самых знаменитых парижских брассери.
— Я хотел бы поддержать свидетеля: популярность розовых растет и в Италии, — с места в зале поднялся высокий, седой итальянец.
— Я Дино Иллюминати из Абруццо, где находится первый на Апеннинах настоящий «розовый» аппелласьон Cerasuolo d’Abruzzo, а в прошлом году на севере, возле озера Гарда, появился уже второй: Valtenesi Chiaretto.
— Но ведь не только же за счет цвета растет популярность! С чем, в конце концов, сочетать розовое вино?
— Наше cerasuolo отлично выступает в роли аперитива, сочетается с закусками и первыми блюдами, морепродуктами, белым мясом, картофельным пирогом, — парировал итальянец.
— Розовый сансер — это самостоятельная гастрономическая идентичность, и потребители находят для нее все новые и новые сочетания. Мы экспортируем свою продукцию по всему миру и заметили, что розовые вина часто образуют прекрасные пары с местными специалитетами, что особенно касается кухонь экзотических стран, азиатских блюд и стиля фьюжн, — вновь вставил слово Арно Буржуа.
Дверь распахнулась, и в зал суда вошел рыжеволосый мужчина средних лет в рубашке и джинсах.
— Мы производим Rose of Virginia 25 лет, и оно считается ведущим розовым Австралии, — акцент выдавал в Чарли Мелтоне уроженца страны-материка. — Оно всегда было глубокого насыщенного розового цвета, и потребители ждут именно этого оттенка. По моему мнению, полнотелое розовое вино сочетается с гораздо более широким кругом блюд, чем легкие и тонкие, но при этом сохраняет элегантность и свежесть, чтобы сочетаться с легкой летней едой.
Оба француза тут же кинулись спорить с вновь прибывшим, аргументируя, что «во Франции делают вино уже два с половиной тысячелетия, и не уроженцам Нового Света учить европейцев», но тут зазвучал судейский колокольчик, и в зале вскоре вновь воцарилась тишина.
— Ваша честь, мистер Мелтон появился очень вовремя. Обвинение как раз собиралось привести свои аргументы, основываясь на восприятии розовых вин на новых, в первую очередь азиатских рынках, — воодушевился прокурор. — Известно ли вам, что для многих начинающих любителей вина «вино» — это синоним «красного». Они считают красные вина более гастрономичными и полезными для здоровья.
— Принято. Защита?
— Мы считаем, что обвинение умалчивает о других фактах. Во-первых, если 20 лет назад во Франции «розовой» была лишь каждая десятая выпущенная бутылка вина, то теперь это каждая четвертая. И далеко не все выпивается в стране: экспорт вина Прованса в США за десять лет вырос в 20 раз, в Японии с 2006 до 2010 год потребление розовых выросло на 85% и начинает расти в Гонконге.
— А что вы скажете о том, что мужчины традиционно считают их «девичьими» винами, в то время как девушки предпочитают игристые розовые, а вовсе не тихие? Ваша честь, обвинение утверждает, что на самых перспективных рынках аудитории у розе нет.
— Боюсь, что прокурор подменяет факты своими гендерными предрассудками, — адвокат оседлала любимого конька. — По данным исследовательской компании Mintel, в Великобритании розовые вина употребляют 43% населения — всех возрастных категорий, причем, что более важно, и мужчины, и женщины. Опрос прошлого года показал: 60% профессионалов по закупкам вин считают, что розовое вино одинаково подходит людям обоих полов. Да, это уже реальность для традиционных рынков, но что касается новых — это только вопрос времени и их развития.
На этот раз и без судейского колокольчика в зале установилась тишина, которую нарушил голос судьи.
— Что ж, обе стороны имели достаточно возможностей для приведения своих аргументов. В заседании объявляется перерыв, после которого я объявлю решение.
Напряжение было столь высоким, что в ожидании возвращения судьи из комнаты заседаний никто не покидал зал. Наконец его честь снова уселся на свое место и начал зачитывать длинное судебное решение. Мы приведем только самую важную его часть:
— Рассмотрев аргументы сторон, суд постановил:
считать розовые вина не промежуточным продуктом между красными и белыми винами, не побочным продуктом красного виноделия и не смесью красных и розовых вин, а самостоятельной категорией вин, получаемых особыми технологическими способами из винограда красных сортов с возможным добавлением белых на стадии дробления;
признать своеобразие органолептических, вкусовых и гастрономических характеристик розовых вин и их способность выражать особенности терруаров;
обязать уполномоченные органы уделять большее значение продвижению имиджа розового вина как одной из самых растущих категорий виноделия…
Закончив читать, судья сделал паузу.
— Решение суда окончательное и обжалованию не подлежит. Но (он посмотрел на пятерых виноделов), господа, вы обязаны в течение недели прислать мне образцы своих вин. И если то, что вы говорили мне о розовых, неправда — клянусь, я, рискуя мантией, сам отменю свое решение!
На секунду в зале снова повисла тишина, а затем раздался общий смех. Судья, похожий на бога виноделия, смеялся своей шутке, а виноделы — снимая напряжение. Они были уверены: даже если это было сказано всерьез, никакой отмены решения не будет.
РОЗОВЫЙ МИР
Каждая четвертая бутылка розового вина приходится на Францию, а три четверти его мирового производства — всего на четыре страны. Что еще важнее, французские традиции определяют все основные стили розового виноделия в мире.
ФРАНЦИЯ
Западный стиль
ДОЛИНА ЛУАРЫ (не включая Сансер) 14%
Rosé d’Anjou
Сорта винограда: гролло, каберне фран
Cabernet d’Anjou
Сорта винограда: каберне фран
БОРДО 14%
Bordeaux Rosé
Сорта винограда: каберне фран, мерло, каберне совиньон
Bordeaux Clairet
Сорта винограда:каберне фран, мерло, каберне совиньон
Особенности стиля
Яркие легкие вина насыщенного цвета с цветочными и ягодными ароматами, средне- и легкотелые, обычно предназначенные для того, чтобы быть выпитыми сразу.
Южный стиль
ДОЛИНА РОНЫ 14%
Сорта винограда: гренаш, сенсо, сира, мурведр
ПРОВАНС 40%
Сорта винограда: гренаш, сенсо, сира, роль
ЛАНГЕДОК-РУССИЙОН 9%
Сорта винограда: кариньян, гренаш, сенсо, сира, мурведр
Особенности стиля
Полнотелые, фруктово-цветочные, свежие вина со сбалансированной кислотностью и легкой горчинкой во вкусе. Большинство их выпивается на месте, но вина лучших производителей могут иметь потенциал выдержки в несколько лет. Каждая шестая бутылка розового вина в мире производится здесь.
Северный стиль
Sancerre
Сорта винограда: пино нуар
Marsannay
Сорта винограда: пино нуар
Le Rosé de Riceys
Сорта винограда: пино нуар
Côtes De Toul
Сорта винограда: пино нуар, гамэ, пино менье
Особенности стиля
Тонкие, глубокие, постепенно раскрывающиеся, серьезные вина с высоким потенциалом выдержки. Производятся в небольших количествах, за пределами Франции можно найти только сансеры и марсаннэ.
ИТАЛИЯ
22%
мирового производства
Специалитет регионов Ломбардия, Венето и Фриули — «румяное» вино из сорта пино гриджо. «Румянец» достигается за счет того, что у этого считающегося белым сорта — розоватая кожица, которая при мацерации придает вину легкий розовый оттенок. А на берегах озера Гарда в прошлом году появился «чисто розовый» аппелласьон — Valtenesi Chiaretto di Moniga D.O.C., где розато делают из гропелло, марцемино, санджовезе и барберы
Розовые вина центра Италии ближе к западному стилю. В Тоскане и Умбрии используют международ- ные сорта, хотя есть и отличные вина и из 100% санджовезе. А в Абруццо существует еще один «розовый» аппелласьон Cerasuolo d’Abruzzo D.O.C., где из сорта монтепульчано методом сэнье получают легкие, освежающие вина вишневого цвета.
Лучшими «розати» многие считают вина итальянского Юга, которые производятся из автохтонных сортов: примитиво и негроамаро в Апулии, альянико — в Кампании, нерелло маскалезе — на Сицилии, гальоппо — в Калабрии. По стилю эти вина ближе к тем, что производятся на французском Юге. Чаще используют сэнье, но некоторые производители задействуют и прямое прессование.
ИСПАНИЯ
12%
мирового производства
Главный регион производства розовых вин — Наварра, где их делают как из гарначи и темпранильо, так и из международных сортов, используя метод сэнье. По стилю вина ближе к ронским вариантам, хотя лучшие из них отличает характерный для традиционного виноделия Испании слегка оксидативный стиль.
В Риохе и других регионах Испании, как и в Португалии, розовые вина также производят, но они не являются основным специалитетом для виноделов.
США
15%
мирового производства
В Америке можно найти производителей розовых вин практически всех возможных стилей и сортов. Однако такую весомую долю в объеме производства объясняет популярность вина розового цвета, которое не считают серьезным, — «белого» зинфанделя. По сути, технология его производства очень похожа на сэнье, с той лишь разницей, что сцеженному мусту не дают добродить до конца. В результате получается вино розового цвета с остаточным сахаром, ставшее крайне популярным.
ГЕРМАНИЯ
4%
мирового производства
ОСТАЛЬНОЙ МИР
АВСТРАЛИЯ
Ярра, Баросса
ЧИЛИ
Лейда, Майпо
ГРЕЦИЯ
РОССИЯ
АРГЕНТИНА
Мендоса, Сальта
ЮЖНАЯ АФРИКА
Стелленбош
Место по производству во Франции
Аппеласьоны