Что такое филлоксера
Историю виноделия можно поделить на «до» филлоксеры и «после». Из этой статьи вы узнаете главное о глобальной эпидемии, которая перекроила винодельческую карту Европы в 19-20 веке. А мы посоветуем несколько вин из регионов, которые «выжили».
Кратко о филлоксере
Филлоксера — тля-паразит. Название происходит от греческих слов филлон (ϕύλλον — лист) и ксирос (ξηρός — сухой). Колония тли поселяется на корнях виноградной лозы, выпивает ее соки и за пару лет убивает растение.
В середине 19 века филлоксера попала в Европу из США на грузовых кораблях, когда началась активная трансатлантическая торговля. Первой пала Франция, далее — практически все страны мира.
Начало эпидемии
Французские виноделы несколько лет не могли понять, почему падает урожайность и погибают растения. Первым причину узнал ботаник Жюль-Эмиль Планшон из долины Роны в начале 1860-х. Он обнаружил колонию мелких насекомых в корнях мертвых лоз и назвал их phylloxera vastatrix — «филлоксера опустошительница».
Когда поняли, где искать, открылось страшное: филлоксера была повсюду, в каждом винодельческом регионе. Она шла по стране с бешеной скоростью: вместе с грунтом на подошве фермеров, на колесах повозок, в когтях перелетных птиц, на вилах, граблях и прочих садовых инструментах. Исключением были виноградники с песчаными почвами и высоким содержанием железа, однако во Франции таких почти не было.
Как боролись
Власти назначили высокую награду за решение проблемы. Люди предлагали разное: закапывать жабу под каждой лозой, поливать растения мочой, травить мышьяком или просто молиться. С переменным успехом работали два метода, но и те с ограничениями. Ежегодное затопление виноградников помогало временно и только там, где равнина и есть водоем рядом. После осушения тля возвращалась. Неплохо работал сульфид углерода, но вместе с филлоксерой погибали и лозы, а фермеры часто получали отравление или сходили с ума.
К 1880 году урожайность во Франции сократилась с 50 млн гектолитров (6,5 миллиардов бутылок) до 30 млн гектолитров (3,9 миллиарда бутылок) — на 2,6 миллиарда бутылок.
Что в итоге помогло
Французы знали, что американские виды лозы устойчивы к филлоксере, и в 1880-х решили пересаживать европейские сорта на американские корни. То есть приделывать саженцы условного мерло (привой) к корневой системе из Америки (подвой).
-
В мире насчитывают несколько десятков видов виноградной лозы. Но хорошее вино получается сделать только из одного — vitis vinifera: он считается местным для Европы и Ближнего Востока и представлен 10 000+ сортов. Американские лозы — vitis riparia, vitis labrusca и vitis rupestris — дают плохие вина, но устойчивы к филлоксере.
Фермеры поначалу сопротивлялись: одни переживали за французскую душу, другие боялись, что в вино попадут нежелательные вкусы и ароматы американской лозы. Ничего из этого не случилось: ген, отвечающий за сортовую уникальность, находится не в корнях, а в побеге. А корневая система — просто транспорт для передачи питательных веществ из почвы в растение.
-
Способ не работал в Коньяке. В местных почвах много мела и мало железа: новые лозы болели хлорозом, плохой фотосинтез бил по урожаю. Пьер Виала из Монпелье отправился за решением в США. В 1887 году он объехал юг и восток страны в поисках виноградников с почвами как в Коньяке — и оказался в городе Денисон, штат Техас.
Местный садовод Томас Мансон рассказал про локальный вид лозы — vitis berlandieri — и помог вывести франко-американский гибрид chasselas-berlandieri. За это техасцу вручили Орден Почетного Легиона, а Коньяк и Денисон стали городами-побратимами. На этом подвое сегодня держится не только Коньяк, но и до 80% виноградников Шампани (там тоже много мела).
Последствия
Выкорчевать, сжечь, привить, посадить — на обновление виноградников ушли десятилетия. Процесс напоминал перенос данных с одного сервера крупной транснациональной корпорации на другой вручную: на дискетах и бумаге. То и дело вмешивались экономические кризисы и мировые войны. В итоге большая часть мира «перепрошила» свои корни только к середине 20 века. В самой Франции за 30 лет выкорчевали и сожгли 2 миллиона га виноградной лозы и привили около 10 миллиардов саженцев.
Некоторые винодельческие области исчезли навсегда, потому что решение проблемы оказалось дороже потенциальной выгоды от продажи вина. Другие сократились в десятки раз или обновили сортовой состав. Внешний вид виноградников тоже изменился. Раньше лозы разных сортов высаживали кучно, как деревья в английском саду. После эпидемии их начали высаживать стройными рядами, а виноградники стали моносортовыми.
Привитые VS непривитые
Непривитые — или дофиллоксерные — лозы сохранились в Чили, помог сложный ландшафт, и на греческом Санторини: эпидемии там не было. «Винтажные» лозы также есть в Австралии в долине Баросса и на склонах итальянских вулканов — Этны на Сицилии и Везувия в Кампании. Эпизодические кюве с экспериментальных виноградников можно встретить даже в Луаре, Бургундии и Шампани — тема становится модной, — а в португальской Кинта ду Новал делают знаменитый винтажный порт с непривитых виноградников.