Что будем пить завтра? Вести с ресторанных полей
Решили узнать, что происходит в ресторанах Петербурга и Москвы на фоне логистических и финансовых неопределенностей. Спросили у шеф-сомелье двух столиц, что уже изменилось за столом, чего ждать в будущем и можно ли говорить, что сейчас для российского вина наступили светлые времена. Не прогноз, а, скорее, небольшая зарисовка из жизни. Из жизни ресторанов с традиционно разборчивой и капризной публикой.
Лев Конев, шеф-сомелье 354 Restaurant Group, в которую входит самый высокий ресторан в Европе RUSKI, проекты BIRDS Moscow и BIRDS Bodrum, ресторан RAY на Неглинной, ресторан «Пикник» на Новой Риге и POINT IZAKAYA в Сочи на Красной Поляне.
Гости пока стараются не изменять своим привычкам. Они берут проверенные годами вина, просто выбирают чуть менее престижную категорию. По-прежнему в топе кьянти и брунелло, просто уникальность производителя отходит на второй план.
Тот, кто любит шампанское, вряд ли будет пить креман или каву. Скорее подберет для себя другого производителя или возьмет базовый брют вместо винтажного. Безусловно, карта вин сократится в силу финансовой недоступности многих марок. Не исключаю и тот факт, что возникнет дефицит из-за того, что просто не смогут в ближайшее время привезти вино.
В ресторане Ruski есть российские вина, и мы планируем расширить данное направление. Тем более, в последнее время отечественное виноделие окрепло и демонстрирует очень хорошие результаты. Благодаря сложившейся ситуации я с большим удовольствием дополню карты вин наших ресторанов российским ассортиментом.
Дмитрий Кизеев, шеф-сомелье ресторана Probka, Санкт-Петербург
Глобальных изменений пока не наблюдается, но есть тенденция к употреблению более демократичных вин — до 10 000 рублей в карте, — и, наоборот, более премиальных. А вот средний сегмент — вина в категории 10 000-25 000 рублей — немного просел.
Насчет винных привычек загадывать не берусь. А то, что винные карты изменят свой облик — это несомненно. В такое время как никогда профессия сомелье в полном ее значении актуальна. Неблагоприятная экономическая ситуация предполагает еще более строгий отбор в каждую категорию. И естественно — поиск альтернатив.
Во всех винных картах, которые я делал, всегда находилось место для российских производителей. С каждым годом мы имеем все более позитивную динамику в этом направлении. Пока вся ситуация находится в подвешенном состоянии, сложно говорить об «усилении» ассортимента. Так или иначе, это тоже не панацея, потому что едва ли тот объем производства российских вин, который мы имеем сегодня, сможет удовлетворить спрос в масштабах страны.
Вместо постскриптума
На данный момент вино из местного винограда может утолить жажду россиян только на треть. В 2021 году в России выпили 1,2 миллиарда литров вина, а произвели всего 427 миллионов литров (298 миллионов литров тихого и 129 миллионов литров игристого). При этом лишь малая часть произведенного вина может тягаться с привычной европейской классикой.
Пока спрос на кубанское не подскочил до небес, делимся инсайдами в статье 10 вайн-хаков: чем заменить дорогой сердцу импорт.