Вопрос – ответ №77. Расскажите о винах Австралии и Новой Зеландии
Нас тут попросили рассказать о винах Австралии и Новой Зеландии — душа просит дальних путешествий. Подняли наши лучшие выступления по теме, призвали на помощь внутренних капитана кенгуру с птицей киви и снова отправляемся через океан! А если вы всё и так знаете назубок, то сразу проматывайте к вину, там хорошо.
Капитан Кенгуру и его родной континент
Начну с родной Австралии. Виноделие у нас появилось вместе с переселенцами из Старого Света: первые лозы в 1788 году привез капитан Артур Филипп, а в 1831-м британский политик и винный энтузиаст Джеймс Басби доставил французские и испанские лозы. Дальше начался разгул и диалог культур: иммигранты из Пруссии в Южной Австралии, итальянцы в Новом Южном Уэльсе, швейцарцы в Виктории, товарищи с Балканского полуострова в Западной Австралии — всем спасибо, все молодцы. Места у нас много — около 7,7 миллионов км², то есть в Австралию поместится 30 Великобританий с Северной Ирландией и ещё немножко останется про запас. При этом британцы ежегодно выпивают ~27 миллионов 12-бутылочных кейсов нашего вина (в литрах будет очень много нулей) — почти на $400 млн.
Что там с виноградом?
За главных:
- шираз (30% виноградников)
- каберне совиньон (18%)
- шардоне (16%)
А ещё у нас живут самые старые лозы в мире:
- шираз (>175 лет)
- гренаш (>170 лет)
- мурведр (>165 лет)
- каберне совиньон (>130 лет)
Символ местного виноделия — шираз (сира по старому французскому паспорту). С одной стороны, репутация фруктовой бомбы, с другой — широкая палитра стилей: все зависит от производителя и региона. В Бароссе будет мощным и джемово-кофейным, в долине Иден — пронзительным и с минеральными оттенками, в Макларене — сочным, в долине Ярра — свеже-пряным. При этом австралийские вина очень часто собирают компанию из разных регионов и субзон под одной этикеткой — законодательство даёт много свободы.
Первый пример для изучения — шираз из долины Макларен от Игоря Ларионова. Семейное хозяйство Chalk Hill делает для великого хоккеиста несколько линеек, включая Triple Overtime (отсылка к одному из главных моментов в карьере Игоря — финалу Кубка Стэнли 2002 года). Пряно-ягодный и предельно сочный шираз, как и обещали выше. А вот сами австралийцы чаще пьют белое вино. Про шардоне с тропическим характером вы наверняка слышали, но если не пробовали, берите чемпиона от Lindeman’s. 17 медалей «Лучшая покупка» по версии Wine Spectator и вся положенная харизма во вкусе.
Местные рислинги могут стать открытием: кто-то удивится, что сорт забрался и сюда, кто-то — что даже в Австралии он хорош и узнаваем. В стране сложно найти более уважаемое винное имя, чем Penfold’s, поэтому предлагаем доверить им этот волнительный опыт. Если что, любимый многими бензольный тон тут в наличии. А завершим фруктовым и приятным мерло: вместо привычного термина «округлое» здесь хочется сказать «кругленькое» — вообще никаких острых углов, прелестное вино на каждый день.
Птица Киви на бреющем полёте:
Моя очередь! К нам в Новую Зеландию лозу впервые привезли миссионеры в 1819 году. Вышло неловко: самые первые посадки объели козлы, пришлось делать второй заход. Потом были монахи, англичанин-винодел Джеймс Басби и развитие региона Хокс Бей. Но в начале XX века политики стали воевать с алкоголем и всё замерло до 60-х. Вступив в Европейское экономическое сообщество, мы снова взялись за вино, начав с мюллера тургау и паломино (вкус так себе, зато плодовитость была необычайная). А в 1985-м наши виноделы съездили в Австралию с гостинцем — экспериментальным совиньоном блан. Австралиец Дэвид Хонен так впечатлился, что набрал кредитов и перебрался к нам, чтобы начать винный бизнес (очень преуспел). Дальше знаете: совблан прогремел на весь мир, а винный экспорт стабильно рос 24 года подряд.
Самые главные сорта
совиньон блан (62%)
|
Дорогой друг совиньон блан
За 40 лет Мальборо превратился в одну из мировых столиц сорта — подсобило несколько факторов. Край принял совблан как родного и дарит ему яркую ароматику, её легко узнают даже начинающие винолюбы. А ещё новозеландцы всерьёз изучили сорт: разложили ароматику по полочкам и разобрались, как получить тот или иной стиль (тропический, цитрусовый, травянистый). Самый популярный, конечно, тропический — сопоставимо с молодёжными поп-исполнителями первой величины.
И его коллега пино нуар
Другая местная знаменитость — пино нуар. Здесь он тоже оказался на своём месте: из-за прохлады большинство других красных сортов вызревают так себе, поэтому выражать терруар приходится за себя и того парня (эту привычку он не забросил и тут). Обобщим для удобства:
Мальборо: немного рустичный стиль, лёгкое тело и танины, красные ягоды и яркие пряности. | |
Хокс Бей: более пышные, насыщенные и сочные вина с округлыми танинами. Доминируют вишня, слива, цветы и специи. | |
Центральное Отаго: самые комплексные и многогранные пино. Шёлк и разнообразные ягоды: от привычных (красный набор вишня-клубника-малина) до более диких (брусника, клюква). |
Отдельно советуем присмотреться к шардоне. Слава местных совбланов заслоняет собой почти всё, но так даже лучше — получается мини-секрет для своих. По стилистике это можно назвать «Старым Новым Светом»: тут есть и реверансы в сторону Бургундии, и чисто местная специфика. У шардоне Te Mata в аромате есть персики, ананасы, цитрусы, орехи; кислотность отличная, глубина тоже — всесторонне талантливое! Прямо как основатель винодельни Джозеф Чемберс, который помимо виноградников заложил и первую гидроэлектростанцию в Хокс Бей.
Теперь сира. Да, именно сира, не шираз! После австралийского бума соревноваться в популярности было бы гиблой затеей, поэтому здесь сорт чаще живёт под родным французским именем. Собственный стиль на стыке с пино нуаром: свежесть, яркие тона вишни и лакрицы, чуть животинки и специй.