Bertinga: история, люди и вино
История компании Simple началась четверть века назад с импорта итальянского вина. За это время мы научились не только продавать, но и создавать его. Именно так в нашем портфеле появилась Bertinga.
Мы поговорили с Анатолием Корнеевым, сооснователем и вице-президентом компании Simple и главным действующим лицом этой успешной сделки, — и узнали, как сказать что-то новое там, где все уже было сказано до нас. Главным ингредиентом в этом рецепте стали люди. Как ни крути, а кадры решают всё!
Как появилась Bertinga
В 2015 году учредители Simple почти случайно купили очень лакомый кусок земли в исторической части Тосканы — на холмах Гайоле-ин-Кьянти. Хозяева культового Castello di Ama просили давних партнеров помочь с продажей участка, который находился вдали от их поместья и был неудобным. А это, на минуточку, старейший виноградник в этих местах, и Castello di Ama выращивали здесь виноград для итальянского супермерло L’Apparita. В общем, помогли не задумываясь: купили сами — и завертелось! Создали команду мечты из звездных энологов и агрономов, обновили парк бочек, расширили виноградники и начали собирать высокие оценки от главных винных критиков.
Анатолий Корнеев, сооснователь и вице-президент Simple
Bertinga — это очень интересный проект. У нас интернациональная команда, а значит совсем другое видение — не совсем тосканское, не совсем традиционное. Мы бережно относимся ко всему местному — пытаемся не вторгаться в святая святых: в историю и традиции. Но смотрим на вещи глазами французских энологов, которые профессионально выросли в Сент-Эмильоне и чуть-чуть смыслят в мерло.
С другой стороны, у нас на 100% тосканская команда агрономов. Агрономия — это вообще самое главное в виноделии, я в этом убеждаюсь каждый день все больше. И у нас русские собственники, которые в вине немножко состоялись, понимают про маркетинг и знают рынок. Но самое главное — хотят улучшить не терруар — и это важно, — но концепцию коммуникации.
Трудности перевода
Человеку, который просто хочет выпить хорошего вина, иногда трудно разобраться в сложных винных классификациях. Усилиями производителей эти классификации часто становятся только сложнее. Вот, например, кьянти — самое знаменитое вино Тосканы. Внутри категории столько нюансов, что потребителю порой непросто понять, что в бутылке: нектар богов или основа для соуса.
Bertinga говорит с людьми на понятном языке. В хозяйстве делают первое вино (Bertinga) и второе вино (Sassi Chiusi). А в исключительные годы ограниченным тиражом выходят два терруарных вина с отдельных виноградников: супермерло Volta di Bertinga и санджовезе Punta di Adine. Качество подтверждают авторитетные международные рейтинги, а не формальные категории.
Анатолий Корнеев, сооснователь и вице-президент Simple
Мы хотим сделать путь вина от производителя к потребителю максимально прямым. Потому что многое из того, что делает итальянское правительство и итальянская демократия в виде консорциумов и прочих надстроек, к сожалению, не помогает людям быстро решать задачу: какое вино интереснее и качественнее, а какое проще. Кьянти классико в целом неплохая категория, но здесь встречаются очень разные по качеству вина.
Мы смотрим на вещи через простую бордоскую концепцию — на наш взгляд, очень верную. У нас есть первое вино, которого делается чуть больше, и второе вино, которое по каким-то причинам не пошло в лучшее вино Дома. Но при этом оно абсолютно интересно и не отстает по рейтингам. Мы получили 92 балла от Саклинга за Sassi Chiusi, и Паркер нас хорошо отметил. Постепенно будем смещать акцент в пользу первого вина — возраст лоз со временем позволит это сделать.
Новизна не на пустом месте
Bertinga — проект, созданный практически с нуля, но на территориях с богатым историческим бэкграундом. С одной стороны, это виноградники, частично принадлежавшие культовому хозяйству Castello di Ama. С другой — это едва ли не старейшая винодельческая область Тосканы, на которой отметились еще этруски. А с третьей — где еще случиться винному Ренессансу, если не здесь, на его исторической родине!
Анатолий Корнеев, сооснователь и вице-президент Simple
Документально подтверждено, что виноградники не исчезали с наших участков с 1073 года! Гайоле-ин-Кьянти — это часть территории так называемой «Лиги Кьянти». Она была учреждена по велению Медичи. Сначала это был военный союз, его задачей была оборона Флоренции от сиенцев. А потом, когда Сиена была поглощена Флоренцией, Лига превратилась в торговую единицу. Отсюда и успех большинства виноделов с территории Гайоле, Радды и Кастеллины — это те самые исторические коммуны.
В виноградарстве работает правило: чем выше урожайность лозы, тем ниже качество винограда — и, соответственно, вина. У Bertinga сейчас 18 га активных виноградников, и с каждого делают 3500-4000 бутылок в год. Это существенно ниже, чем у большинства других виноделен: негласный мировой стандарт — 5000-6000 бутылок в год.
При этом здесь нет единой формулы по созданию вина — винодельческие решения принимаются в контексте различных факторов. А вдохновение создатели черпают в наследии Джулио Гамбелли — итальянского энолога, создавшего все самые культовые санджовезе Тосканы.
Анатолий Корнеев, сооснователь и вице-президент Simple
Мы много экспериментировали с бочками, принципиально отказались от использования только барриков — поэтому сегодня в наших погребах стоят бочки разных форм и объемов. Есть даже австрийские «Штокингеры», а это «Роллс-ройс» в мире бочек: у них больший объем, выдержка проходит в них более рационально — меньше влияния дуба.
Будем постепенно менять стилистику вин в сторону гамбеллианской школы. То есть мы стремимся к более тонким танинам, к большей свежести, к проявленной кислотности — и меньшей концентрации, меньшей фруктовой яркости. Хотим достичь той гармонии, которую мы любим в Le Pergole Torte, в Stella di Campalto… Это сольдеровский стиль — утонченный, но без чрезмерной мягкости. Нам нравятся тонкость, индивидуальность и изысканность, подчеркнутые через сухость, прямолинейность и особенность терруара.
При этом сроки бочковой выдержки у нас незначительные, мы не стремимся передубливать вино. В нем изначально достаточно концентрации, интенсивности и даже напряжения. И мы сознательно выходим на рынок позже. Наша супертоскана по возрасту равна брунелло ди монтальчино: в 2022 году мы будем продавать урожай 2016 года. Шесть лет — это серьезный возраст, вино только сейчас начинает свое полноценное развитие. И вот эта мощь, интенсивность и танинность вина — это не результат технологий, а следствие низкой урожайности. Мы в этом смысле радикальны.
Будущее: взгляд с высоты
Вскоре после приобретения к Bertinga добавили еще два участка: Adine и Vertine. Они расположены на разных склонах и высотах: у каждого своя экспрессия — и ее можно почувствовать в вине. Самая высокая точка находится на отметке 520 метров над уровнем моря — с этого места в хорошую погоду открывается шикарный вид на Сиену. Все виноградники имеют органический сертификат, а в хозяйстве придерживаются принципов устойчивого развития (sustainable).
Анатолий Корнеев, сооснователь и вице-президент Simple
Такое высокое расположение виноградников легко позволяет быть органическими — постоянный бриз, частые порывы ветра — это лучшая гигиена для лозы. К тому же виноградники ориентированы в разных направлениях — на юг, юго-восток и юго-запад, есть и северные участки. В нынешней логике глобального потепления это позволяет играть с изменчивостью климата.
Bertinga — это вино для ценителей fine wine и коллекционеров. Расширяться будет только география дистрибуции, сами же виноградники останутся в прежних границах, подчеркивая бутиковость проекта. Ежегодный объем производства останется в пределах 60 000 бутылок — вместе с лозами, посаженными в 90-х, будет расти качество вина, а не количество. Одну пятую его часть каждый год будут оставлять в погребе для поздних релизов: рынок старых винтажей пополнится еще одним именем в скором будущем.
Анатолий Корнеев, сооснователь и вице-президент Simple
Наш основной рынок — это Италия. Также мы работаем с США и Швейцарией, есть планы и на другие страны. Россия будет получать 10% от объема производства, и не более того. Это строгая и не очень большая аллокация. Мы надеемся, что Bertinga завоюет серьезных ценителей. Наши вина довольно экстрактивные и требуют бережного отношения: нужно правильно их хранить, а перед подачей — заранее открывать и желательно дважды декантировать. С одной стороны, это обременяет, но с другой — делает опыт гораздо более полноценным, а удовольствие — запоминающимся.