На букву «А»
06.03.2014Обновлено 27.09.2022
Юбер де Буар де Лафоре — одна из самых обсуждаемых персон в Бордо. Никому еще не удавалось так решительно войти в тесный круг великих замков. Chateau Angelus получил статус «A» в классификации Сент-Эмильона, и сразу пошли слухи, что де Буар собирается продать замок, развестись, жениться, стать летучим энологом, ну и так далее. На вопросы SWN он ответил во время апрельской недели ан-пример в перестраивающемся шато.
1. Замок Chateau Angelus в строительных лесах, но уже видна очень необычная звонница на центральном фасаде — что это будет за здание?
В колокольне 20 колоколов разной величины, разного тона. Это полноценный инструмент. Приезжайте в следующем году, и мы сможем сыграть на нем гимн вашей страны. Колокола — символ Angelus. Наши виноградники расположены в амфитеатре, у этого пространства особая акустика, здесь хорошо слышны три церкви: часовня в Мазера, церковь Св. Мартина и церковь в Сент-Эмильоне. Колокольный звон стекается сюда. В старые времена колокол был вместо часов: утренний звон начало рабочего дня, вечерний — конец. Крестьяне останавливались и произносили молитву Angelus Domini. Отсюда имя виноградника и эта колоколенка. А что касается самого замка, то он перестроен в духе классики. Я хочу, чтобы он ассоциировался с историей нашего рода, который обосновался в Сент-Эмильоне с 1782 года.
2. Что вы такое сделали, чтобы дважды поднять статус Angelus?
За 30 лет работы я не переставал экспериментировать. Я всегда был пионером, не боялся вводить практики, которые еще никто из соседей не опробовал. Я первый начал сажать траву в междурядьях, менять подвой, подрезку, проводить малолактику в дубе, выдерживать на дрожжах, когда об этом никто даже не заикался, использовать оптическую селекцию. Потом я увидел, что и этого недостаточно, нужна дополнительная ручная селекция. В не самые лучшие годы, когда ягоды созревают неравномерно, можно получить великое вино, если каждая ягода прошла тройной отбор. С 2009 года я постепенно ввожу ручное гребнеотделение. Это лучший способ сохранить цельность ягоды и свежесть ароматов.
3. Ваше последнее нововведение?
Я постоянно ищу все более естественные и деликатные техники экстракции. Во-первых, мы полностью перешли на гравитацию, у нас в хозяйстве нет ни одного насоса. Чаны подвешены под потолком, так что во время ремонтажа достаточно просто открыть кран. Затем вино на лифте поднимается на верхний уровень и снова заливается в чан. Во-вторых, важна сама форма чана — коническая с расширением к верху. Сейчас ни у кого в Бордо таких нет. Широкий верх увеличивает площадь контакта сусла и шапки. Кроме того, во время ремонтажа нам не нужно разбивать шапку, она «складывается» сама. Пока в Angelus мы установили три таких чана, постепенно проведем полную замену.
4. В чем главная особенность терруара Angelus?
Если соединить между собой четыре замка — Lafleur, Cheval Blanc, Angelus и Ausone — окажется, что они лежат на одной дуге длиной где-то 400 м. Это один терруар с общими характеристиками — лучший в Бордо терруар для каберне фран. С одной стороны этого «круассана» слишком много глины, с другой стороны — песка. Внутри — оптимальное соотношение известняка, песка и глины. Каберне фран, в отличие от мерло и каберне совиньона, очень капризен, но в правильном месте он дает фантастические результаты. У Lafleur 50% каберне фран, у Cheval Blanc — 60%, у Ausone — 45%, у Angelus — 47%. Причем цельный виноградник в 10 га — это 60-летние лозы. Вторая половина наших терруаров — классика Сент-Эмильона, оптимальная для мерло смесь глины с известняком.
5. Что вы скажете о винтаже 2012?
2012-й — тот случай, когда нужна была максимально тщательная селекция. Многие говорят, что это год мерло, я не согласен. Можно было получить выдающиеся вина в Сен-Жюльене и Пойяке, но при одном условии — если у вас ранний терруар. Да, 2012-й не впечатляет мощью, но округлостью и сочностью покоряет. Это винтаж для удовольствия.
6. Вы не находите, что система ан-пример устарела?
Она дает сбои на средних винтажах, когда инвесторы не видят выгод, но в целом, это огромный ресурс для виноделов. Insignia Джо Фелпса продается в США по той же цене, что Lynch-Bages, но сам он получает на 40% меньше, чем Жан-Мишель Каз. Система ан-пример более справедливо перераспределяет доход и дает возможность виноделам инвестировать в повышение качества. Другое дело, что виноделы зачастую плохие торговцы, они не чувствуют рынка и слишком взвинчивают цены.
7. Сохранит ли Паркер свое влияние на ценообразование в Бордо после продажи Wine Advocate?
Никто из критиков пока близко не подошел к Паркеру, и я думаю, его репутация не пострадает, если сингапурцы не начнут радикально менять политику WA. Паркер отдал Рону и теперь концентрируется только на Бордо. Нового Паркера не будет. В будущем экспертная власть рассредоточится, будет некий агрегированный рейтинг. Можно спорить о том, каких критиков туда включать, как учитывать разные шкалы, но сама идея правильная.
8. Что вам больше всего не нравится в Бордо?
Высокомерие. Я крестьянин и не люблю людей высокомерных, которые верят, что они пуп земли. Я горжусь Бордо, но прекрасно понимаю, что свою страсть к виноделию мы разделяем с многими выдающимися винодельческими регионами мира.
9. У вас теперь доля в Klein Constantia, есть проекты в Ливане. А вы могли бы, как Брюно Пратс, покинуть Бордо ради других стран?
Никогда. В моем портфеле консультанта четыре-пять хозяйств вне Бордо, и больше 40 — в Бордо. Я стал больше консультировать, но я не очень люблю путешествовать. Для экзотики мне хватает Таиланда и Ливана. Чтобы вести хозяйства в Чили или Аргентине, надо там бывать, держать руку на пульсе. У меня нет на это времени. Я счастлив, что наш проект Anwilka слился с Klein Constantia, старейшей винодельней Нового Света, у меня есть мысли относительно парцелляции, сроков сбора, лаборатории, чанов, термоконтроля и т. д., но основным местом приложения моих сил останется Бордо.
10. Где сейчас главный потенциал Бордо?
У аппелласьонов-сателлитов — Cotes-de-Blaye, Cotes-de-Castillon, Cotes-de-Francs — огромный потенциал. Да, кран крю из знаменитых аппелласьонов — это гарантированное качество, но никто не уделяет должного внимания маленьким шато уровня крю буржуа из соседних областей. На сегодняшний день это лучшие вина в мире по соотношению цена-качество. Многие крю буржуа именитых AC тоже достойны получить статус гран крю. Chateau Haut-Marbuzet в Сент-Эстефе, в Марго, Chateau Cambon la Pelouse в О-Медоке. Это всего три примера, но на самом деле их десятки — замки с выдающимися терруарами, которые расположены рядом с виноградниками классифицированных шато. Они могут подняться на тот же уровень, но система не позволяет. На сегодняшний день только классификация Сент-Эмильона отражает реальное положение вещей и дает правильные сигналы потребителю.
Скидка 10%, живые винные истории, акции и бонусы для своих. Доставим прямо в почту!