Ассоциации
15.06.2015 Обновлено 16.09.2022
Материал подготовили:
Анатолий Корнеев,
Сандро Хатиашвили,
Анна Кукулина
Винные критики во время зарождения своего жанра активно осваивали лексику «смежных» отраслей, применяя для описания вин термины искусствоведов, музыковедов и многих прочих «ведов». Так в профессиональном словаре появились такие определения, как «атака», «оттенки» и даже «композиция». Однако в эту эпоху «великих заимствований» не задумывались о том, можно ли сопоставить вино и искусство не терминологически, а просто по смыслу. Есть ли «винные» аналогии для миланского Дуомо или романов Флобера? Можно ли попытаться найти что-то общее в стиле великого художника и особенностях прославленного аппелласьона?
Составив список определяющих характеристик всех направлений в искусстве Нового времени, наши эксперты поразмыслили, какие вина обладают теми же признаками. Они составляли списки вин независимо друг от друга, и при этом мнения совпали примерно в половине случаев. Разумеется, у каждого человека, чувствующего характер вина, стили искусства могут ассоциироваться с другими категориями вин, но все же очевидно, что сама идея имеет право на существование.
Ассоциации |
сложность | простота |
богатство | бедность |
утонченность | грубость |
духовность | материализм |
роскошь | аскетизм |
откровенный эротизм | отрицание плоти |
цельность | раздробленность |
яркость | тусклость |
стройность | упитанность |
божественное | человеческое |
личностное | коллективное |
лирика | проза |
прямолинейность | витиеватость |
милосердие, покой | жестокость |
гармония | уродливость |
скрытность | эмоциональность |
наивность | цинизм |
лаконизм | словоохотливость |
точность | размытость |
констатация | рефлексия |
вымысел | быт |
город | деревня |
| |
Возрождение, иначе именуемое Ренессанс, длилось в Западной Европе около 200 лет (XIV-XVI вв.) Ученые и художники пытались восстановить античные образцы, в которых видели высший идеал. Тогда же зародилась современная филология (в результате активного изучения древнегреческих и древнеримских текстов), а большинство естественных наук отпочковались, наконец, от алхимии. Именно эта эпоха превратила Италию в истинную Мекку искусствоведов, а также заложила солидную часть сегодняшнего богатства немецких, голландских и бельгийских музеев.
Представители
Брунеллески, Тициан, да Винчи, Микеланджело, Браманте, Рафаэль, Брейгель-старший, Босх, Дюрер, Петрарка, Данте, Рабле, Бокаччо
Вина, выбранные экспертами
|
Здесь и далее (АК) означает выбор Анатолия Корнеева, (СХ) - выбор Сандро Хотиашвили
Ассоциации |
сложность | простота |
богатство | бедность |
утонченность | грубость |
духовность | материализм |
роскошь | аскетизм |
откровенный эротизм | отрицание плоти |
цельность | раздробленность |
яркость | тусклость |
стройность | упитанность |
божественное | человеческое |
личностное | коллективное |
лирика | проза |
прямолинейность | витиеватость |
милосердие, покой | жестокость |
гармония | уродливость |
скрытность | эмоциональность |
наивность | цинизм |
лаконизм | словоохотливость |
точность | размытость |
констатация | рефлексия |
вымысел | быт |
город | деревня |
| |
Имя эпохе дало португальское perla baroca — жемчужина неправильной формы.
Самый пламенный и причудливый стиль. Художники барокко в XVII-XVIII вв. отринули классическую простоту ренессанса во имя изломанных и даже гротескных форм. Огненные страсти и бездны страдания в литературе выражались в изощренном нагромождении метафор, а в изобразительном искусстве — в тяготении к максимально крупной форме, резких контрастах цветов. Барочная неприязнь ко всему «естественному» дала и другие плоды: свод правил светского поведения, дуэльный кодекс, искусство фейерверков, а так же привычку пользоваться скатертями и вилками.
Представители
Рубенс, Караваджо, Бернини, Борромини, де Гонгора, Кеведо, Кальдерон, Бах, Гендель, Вивальди
|
Вина, выбранные экспертами
| |
От лат. classicus — образцовый.
Самый строгий художественный стиль в европейском искусстве XVII — начала XIX вв. Наиболее ярко представлен на литературной ниве — от Франсуа Малерба, писавшего, каким должно быть образцовое поэтическое произведение (к прозе классицисты относились скептически) до классиков французской литературы Корнеля, Расина и Мольера. В это же время Лафонтен возродил античный жанр - басню. Сильные позиции классицизм приобрел и в архитектуре: именно его влиянию мы обязаны появлению прямых проспектов Санкт-Петербурга, зданий Большого и Малого театров в Москве, собора Святого Павла в Лондоне…
|
| | |
Ассоциации |
сложность | простота |
богатство | бедность |
утонченность | грубость |
духовность | материализм |
роскошь | аскетизм |
откровенный эротизм | отрицание плоти |
цельность | раздробленность |
яркость | тусклость |
стройность | упитанность |
божественное | человеческое |
личностное | коллективное |
лирика | проза |
прямолинейность | витиеватость |
милосердие, покой | жестокость |
гармония | уродливость |
скрытность | эмоциональность |
наивность | цинизм |
лаконизм | словоохотливость |
точность | размытость |
констатация | рефлексия |
вымысел | быт |
город | деревня |
| | Представители
Пуссен, Давид, Энгр, Каналетто, Тьеполо, Рен, Гайдн, Моцарт, Корнель, Расин, Мольер
Вина, выбранные экспертами
|
От лат. sentiment — чувство.
Лукавый Лоренс Стерн обманул всех школьников последующих веков: они ищут в сентиментализме слезливость и «чувства», а суть главного романа основоположника течения, «Сентиментального путешествия Тристрама Шенди», — в легкой язвительности и виртуозном писании «ни о чем». Для Стерна и его последователей «чувствительность» — не умиление при виде трогательных овечек и бабочек, а единственный способ точно отличить истинное переживание от лицемерия и притворства. Русская литература обязана сентиментализму «воспитанием» Татьяны Лариной: она выросла на романах Ричардсона и Руссо.
Представители
Грез, Рейнолдс, Боровиковский, Стерн, Руссо, Карамзин
Вина, выбранные экспертами
| |
Ассоциации |
сложность | простота |
богатство | бедность |
утонченность | грубость |
духовность | материализм |
роскошь | аскетизм |
откровенный эротизм | отрицание плоти |
цельность | раздробленность |
яркость | тусклость |
стройность | упитанность |
божественное | человеческое |
личностное | коллективное |
лирика | проза |
прямолинейность | витиеватость |
милосердие, покой | жестокость |
гармония | уродливость |
скрытность | эмоциональность |
наивность | цинизм |
лаконизм | словоохотливость |
точность | размытость |
констатация | рефлексия |
вымысел | быт |
город | деревня |
|
Ассоциации |
сложность | простота |
богатство | бедность |
утонченность | грубость |
духовность | материализм |
роскошь | аскетизм |
откровенный эротизм | отрицание плоти |
цельность | раздробленность |
яркость | тусклость |
стройность | упитанность |
божественное | человеческое |
личностное | коллективное |
лирика | проза |
прямолинейность | витиеватость |
милосердие, покой | жестокость |
гармония | уродливость |
скрытность | эмоциональность |
наивность | цинизм |
лаконизм | словоохотливость |
точность | размытость |
констатация | рефлексия |
вымысел | быт |
город | деревня |
| |
Стал реакцией молодых людей первой половины XIX в. на Просвещение и промышленную революцию. Отвращение к уродливым машинам и станкам не отступало даже перед признанием их пользы, и ранние романтики звали читателей назад к природе. Важнейшим критерием стала естественность и даже дикость, сформировался канонический образ благородного дикаря. Все это в итоге дало толчок зарождению туризма в современном понимании. Тогда же в моду вошли английские парки, стилизованные под дикую природу, и «романтическая ирония», убившая любимый Просвещением принцип познаваемости мира.
Представители
Блейк, Делакруа, Гофман, Вордстворт, Кольридж, Шелли, Китс, Байрон, Гюго, Мицкевич, По, Тернер
Вина, выбранные экспертами
|
Ассоциации |
сложность | простота |
богатство | бедность |
утонченность | грубость |
духовность | материализм |
роскошь | аскетизм |
откровенный эротизм | отрицание плоти |
цельность | раздробленность |
яркость | тусклость |
стройность | упитанность |
божественное | человеческое |
личностное | коллективное |
лирика | проза |
прямолинейность | витиеватость |
милосердие, покой | жестокость |
гармония | уродливость |
скрытность | эмоциональность |
наивность | цинизм |
лаконизм | словоохотливость |
точность | размытость |
констатация | рефлексия |
вымысел | быт |
город | деревня |
| |
Реализм
Почти с момента своего появления любим публикой за «понятность» и то, что там все «как в жизни». В действительности совсем не так скучен, как обычно кажется школьникам. Например, Золя и Тургенев были отличными прозаиками, и не их вина, что дотошные описания социальных проблем второй половины XIX века стали едва ли не самой объемной частью школьной программы. Освоенные реалистами методы описания вещного мира потом, между прочим, превратились в многоцветные перечисления красот у Уайльда и жемчужные переливы цветов у импрессионистов.
Представители
Курбэ, Репин, Шишкин, Золя, Тургенев, братья Гонкуры
Вина, выбранные экспертами
|