Женщины доминируют: как женский вкус влияет на мир вина
Чего хочет женщина, того хочет Бог
Жорж Санд, 1837 год
Что женщины пьют сегодня, весь мир будет пить завтра
Маркетологи, начало XXI-го века
Специально к 8 марта мы решили понять, как прекрасная половина человечества влияет на мир вина. Изучили с десяток монографий, статей и всевозможной статистики, чтобы убедиться в очевидном: всё в этом мире происходит из-за женщин, для женщин и благодаря им.
Шерше ля фам
Спрос определяет предложение. В начале нулевых глобальную моду на вино задавала винная критика. Виноделы хотели понравиться Роберту Паркеру, потому что потребители доверяли его рейтингам. Возник спрос на «паркеровский вкус» — и производители начали массово причесывать свои вина в соответствии с ним.
В наши дни место винных критиков занимает сарафанное радио. Мы узнаём, что в бокале у звезд и друзей, из соцсетей, пятничных постов и субботних сториз. И все чаще ориентируемся на «народные» рейтинги в Vivino. Маркетологи решили поближе узнать винную аудиторию и выяснилось: среди любителей вина в самых винных странах больше половины — женщины. То есть именно они, а не условный Паркер, начинают формировать образ мирового виноделия.
Женская доля
Статистика потребления вина на крупнейших рынках — в США и странах Западной Европы — также подтверждает, что у спроса явно женский профиль. В Штатах, например, доля женщин среди любителей вина выросла до 60%, в Германии — до 57%, в Италии — до 55%, в Швеции и Великобритании — до 52% (по данным на 2020-й год, когда случился ковидный локдаун). Китайский интернет-гигант Alibaba также изучил рынок и в 2021 году стало ясно: если вы хотите разбогатеть на продаже вина в Китае — ориентируйтесь на женский вкус.
Женский вкус
Линда Бартошук из Йельского университета в ходе исследования выяснила, что женщины в фертильном возрасте более восприимчивы к ароматам, чем мужчины. Среди женщин также вдвое чаще встречаются супертейстеры — люди, у которых в сто раз больше рецепторов, чем у рядовых дегустаторов. Многочисленные опросы также подтверждают: большинство женщин предпочитает ароматные белые и розовые вина, а также легкие и фруктовые красные. Стремительно растет популярность игристых вин и в частности просекко.
Женский вкус настроен на более тонкие вина с обилием нюансов и умеренной кислотностью. Любительницы откровенно мощных и танинных вин тоже существуют, но склонны выбирать наиболее сбалансированные и с меньшим содержанием алкоголя. Это нехитрое знание — ключ к успеху для производителей, ориентированных на продажи и развитие лояльности к своему бренду. И прозрачный намек на то, каким может стать мир вина в ближайшие годы.
Женский авторитет
Влияние прекрасного пола усиливается также в экспертном сообществе. В 1953 году в Лондоне был основан Институт магистров вина. Его выпускники проходят многолетнее обучение и сдают сложнейшие экзамены, чтобы получить титул MW (Master of Wine или Магистр Вина). Это самый престижный винный диплом, подтверждающий исключительные знания о вине и винной индустрии. Сегодня им обладают только 416 человек во всем мире (по состоянию на 2023 год). Из них 149 — женщины, причем в последние годы женская доля среди новых дипломантов выросла до 48%.
Более того, существуют даже специальные винные конкурсы, где жюри на 100% состоит из женщин. Дамы собираются и решают, кому выдать медаль за легкость, свежесть и красоту. Women’s Wine & Spirits Awards — ежегодная премия в Лондоне, в ходе которой конкурсное вино оценивают сто лучших закупщиц британской винной индустрии.
В Японии с 2014 года проводится крупнейший в Азии конкурс вин — SAKURA AWARDS. Жюри — сомелье, виноделы, преподаватели, рестораторы, импортеры, дистрибьюторы, закупщики — только женщины. В 2023 году на конкурс заявлено 4 222 вина из 28 стран.
Мужчины, подвиньтесь?
Все вышесказанное не означает, что винный мир клином сойдется на прекрасных дамах. Выдержанное бароло и дальше останется мужским вином. Скорее, мы будем наблюдать зрелищные маркетинговые па от производителей и продавцов, которые захотят угодить всем. Вероятно также, что в бокале будет меньше алкоголя, кислотности и концентрации, больше свежести и юношеского задора. Еще ждем больше интересных этикеток — форма для девушек важна не меньше содержания. В общем, будет интересно, ярко, легко и ароматно.