Откуда лозы растут: всё о предках великих сортов
Если копнуть тему происхождения виноградных сортов, то можно сильно удивиться: страсти здесь кипели похлеще, чем в отечественных сериалах. Одни появились абсолютно случайно — их буквально «ветром надуло», другие — после кропотливой работы ученых. В этой статье мы срываем покровы и рассказываем, благодаря каким сортам появились сегодняшние звезды.
Рислинг
У короля белых сортов происхождение совсем некоролевское: в графе «родители» записаны гуэ блан и нечто среднее между траминером и дикой лозой. Его родиной считают Долину Рейна, а первые упоминания относятся к XV веку. Удивительно, но самобытный рислинг — близкий родственник шардоне, алиготе и гаме.
Благодаря кислотности, которая оберегает вино от порчи, рислинги могут красиво стареть годами и десятилетиями. В молодых винах много цитрусов, абрикосов и персиков, а в зрелых развиваются ароматы сухофруктов, меда, имбиря и даже керосина. Из рислинга делают вина во всех возможных стилях: тихие, игристые, сухие и очень сладкие. А в Мозеле производят одни из самых дорогих в мире десертных вин.
Пинотаж
По меркам виноделия пинотаж — очень молодой сорт, но в свои годы он — одна из визитных карточек Южной Африки. В 1925 году профессор Авраам Исаак Перольд из университета Стелленбоша скрестил бургундский пино нуар с ронским сенсо, который был известен в ЮАР как эрмитаж. Так появился пинотаж.
Подобно юному бунтарю он стал полной противоположностью родительскому пино нуару. Вместо бледности и элегантности — мощная структура, высокий алкоголь и мускулистые танины. Пинотаж по-южному щедр на ароматы: черника, ежевика, инжир, кофе, галантерейная кожа и даже дым.
Мерло
Каберне фран успел наплодить себе потомков на территории Бордо. Так в союзе с почти утраченным сортом мадлен нуар де Шарант появилось мерло. Если верить ученым, то из него делали вино еще в I веке нашей эры, во времена римлян. Корни дают о себе знать — от второго родителя мерло унаследовал раннее созревание.
По площади виноградников сорт занимает второе место в мире и первое во Франции. В ассамбляжах мягкое и шелковое мерло добавляет пышности, нот фиалки, спелой сливы и какао. Некоторые считают, что сорт способен играть только второстепенные роли и не может давать великих вин в соло. При этом одни из самым редких и дорогих вин мира — мерло: бордоский Petrus и тосканское Masseto.
Каберне совиньон
Каберне совиньон знает кое-что об успехе. Сегодня он №1 в мире по площади посадок и популярности среди красных вин. Спасибо известным родителям — «любвеобильному» каберне франу и совиньону блан, которые из-за случайного опыления на виноградниках Бордо в XVII веке подарили миру cab («кэб» — так сорт называют в США). В XVIII веке устойчивый к холодам виноград, известный в то время как vidure, активно стали высаживать у себя владелец будущего Château Mouton-Rothschild барон де Бран и барон д'Армайяк.
Его суперсила — выживать в любых условиях — помогает в мировой экспансии: даже в Китае он захватил власть над ⅔ всех виноградников. Но несмотря на широкую географию и палитру стилей, он верен своим фирменным чертам — нотам черной смородины, табака и перца. И да, большие объемы не вредят репутации сорта: в 2012 году австралийское хозяйство Penfolds выпустило самый дорогой в мире кэб — им оказался каберне совиньон со старейшего участка, высаженного в 1885 году. Стоимость одной из двенадцати капсул с вином составила 168 000 долларов.