Вопрос – ответ №59. Стоит ли начинающему винолюбу браться за дорогое вино? Чем игристое отличается от шампанского?
Человек стоит перед винной полкой и думает: «Ну, вот вино, могу себе позволить. Но оно мне надо вообще? Что я там почувствую?» Нас спросили, стоит ли браться за дорогие вина, если не ощущаешь себя экспертом. Конечно же, браться можно, но есть нюансы, о которых и поговорим. А ещё вспомним тему с игристым и шампанским, которую давно пора отлить в бронзе или высечь в граните — раз в год стабильно спрашивают, но мы без претензий, освежим в памяти.
Стоит ли начинающему винолюбу браться за дорогое вино? Говорят, что нюансы вкуса и аромата дорогих вин оценят только профи
Если вы только начинаете знакомство с вином, смысла гнаться за супердорогими бутылками нет. Выйдет лотерея и эксперимент: есть риск разочароваться, возмутиться ценой и решить, что эти винные снобы всё там себе понапридумывали. Важно помнить, что восприятие вина — штука индивидуальная. Кто-то быстро начинает раскладывать гамму ароматов и кайфовать от тонкостей, а кто-то годами получает удовольствие от простых и понятных вин, а все усложнения в гробу видал. И это нормально, потому что самое главное — ваше удовольствие.
Если сравнить вино с книгами, тут найдётся и беллетристика, и романы, и философские трактаты. На старте лучше браться за беллетристику, а условный сегмент 1 000-2 000 ₽ богат на самые разные винные тексты для начинающих. Сейчас мы захватим четыре вина как раз из него: вот новозеландский совиньон блан, с порога объясняющий, за что его все так любят (яркая тропическая ароматика), вот неожиданный юго-запад Франции (тропиков поменьше, а яркость сопоставима), риоха с минимальной выдержкой в дубе (табачный лист с ванилью ненавязчиво просматривается, не мешая вишне с ежевикой) и кьянти из хорошей семьи (дуба никакого, зато черешни много и цветы в придачу).
А потом можно проделать интересное упражнение: берёте ту же риоху, а вместе с ней хорошую риоху ресерву. Пробуете (можно даже вслепую), сравниваете, рассуждаете. Особенно интересно делать это с друзьями (да и затраты на вино куда приятнее поделить). То же самое можно провернуть с новозеландским совиньоном и хорошим сансером; кьянти сравнить с кьянти классико ризервой постарше — логику вы поняли.
При этом в мире действительно есть вина, за которые лучше браться, как следует подготовившись и вкус натренировав: топовая бургундия, великие шато Бордо, лучшие крю Пьемонта и прочая супертоскана. Но это лишь добрый совет, каждый сам решает, что и в какой момент жизни пробовать. Ищите новое, пробуйте разное, подружитесь с кавистом и смелее с ним советуйтесь, а дальше рецепторы сами будут вам говорить: «Стоит, стоит, мы хотим что-нибудь поинтереснее!»
Чем игристое вино отличается от шампанского?
В первую очередь паспортом: шампанское может быть только из Шампани, а игристое — откуда угодно, был бы углекислый газ. Попробуй кто в Европе написать «шампанское» на игристом из другого края, сразу будет стыд, позор и судебный иск в придачу. Но дело не только в регионе, есть правила, которые надо соблюдать, будь ты хоть шампанец в десятом поколении. Только классический метод производства (вторичная ферментация, дарящая те самые пузырьки, должна проходить в бутылках) и не менее года выдержки на осадке (всё в тех же бутылках). Впрочем, уважающие себя производители обычно не идут по минимальной границе и выдерживают шампанское на осадке дольше.
Ещё игристое может отличаться методом производства. Главной альтернативой будет метод шарма, он же резервуарный: вторичная ферментация проходит не в бутылке, а в огромных стальных резервуарах. На выходе получим более простое (но весёлое!) в ароматике вино, облегчённую игристость (давление в бутылках меньше) и более комфортный ценник. Самый известный и всеми любимый пример — просекко.
И не забываем про альтернативы с всё тем же классическим методом производства: креманы в других областях Франции, кава в Испании и франчакорта в Италии.