Место силы: знакомство с Долиной Луары
Из центра — налево до самой Атлантики: Долина Луары находится прямо «в сердце» Франции и влюбляет в себя любого путника с первой встречи. Судите сами: густые леса, цветущие поля, средневековые замки и виноградники, на которых производят 30% всех французских вин. Рассказываем об истории виноделия в этом романтичном месте и разбираем субзоны, аппелласьоны и местные вина.
Издалека долго течет Луара
Jardin de la France — сад Франции — это другое имя Долины Луары. Так поэтически регион прозвали из-за зеленых пасторальных пейзажей, которые раскинулись вдоль одноименной реки. Местные плодородные почвы оценили еще римляне, поэтому первые виноградники здесь появились в I веке нашей эры.
В Средние века луарские вина (в частности, из Анжу) поставляли английскому королевскому двору, а рост их популярности подталкивал виноделов расширять посадки. За последующие столетия лозы разрослись от холмов Оверни в центральной части страны до побережья рядом с городом Нант — сейчас виноградники занимают 66 000 га.
Долина, чудная долина
В Долине Луары можно найти почти всё: 7 000 производителей работают с 24 разрешенными сортами и создают из них белые, красные, розовые и игристые на все лады — от предельно сухих до невозможно сладких. Не заблудиться в разнообразии помогает четкое деление на климатические субзоны — его «проводят» река и аппелласьоны — в них винные стили закреплены законодательством.
Регион делится на три условные зоны: Нижнюю Луару (Пеи-Нанте), Среднюю (Анжу, Сомюр и Турень), Верхнюю (Центр).
Нижняя Луара
Пеи-Нанте — область вокруг города Нант и самый западный субрегион Луары. Он тянется на 90 километров с востока на запад от соседнего Анжу до береговой линии Атлантического океана. Прохладный морской климат, постоянные ветра и яркое солнце, почвы с примесью слюды и гнейса — это идеальный терруар для легких и минеральных белых вин.
В Мюскаде их делают из сорта мелон де бургонь. «Гадкий утенок» Бургундии прославился в Луаре, так как смог выжить в суровые морозы 1709 года. Виноделы научились придавать ему изысканность с помощью техники sur lie — выдержки на дрожжевом осадке.
Больше всего с сортом работают в Muscadet Sèvre-et-Maine — Мюскаде с рек Севр и Мэн, где выделено 10 топовых крю. Их вина не только значительно дольше выдерживаются на осадке, но и потрясающе отражают разницу между терруарами. Например, в крю Clisson мюскаде более фруктовый — с цукатами в ароматике, а в Gorges — более минеральный и дымный. Базовое же мюскаде — пронзительно кислотное и одновременно кремовое по текстуре, фруктовое и солоноватое вино. Идеально к устрицам!
Средняя Луара
В эту часть Долины входят Анжу, Сомюр и Турень. Климат более континентальный, осадков меньше, и можно позже собирать урожай. В Анжу в почвах преобладают сланец и песчаник, в Сомюре — известковый белый туф, из которого построены замки Луары (достояние ЮНЕСКО), в Турени — он же плюс глинистые, песчаные породы и гравий.
В Анжу обратить внимание стоит на шенен блан: в Савеньере рождаются престижные сухие версии с ароматами цитрусов, аниса, меда и цветов, которые могут десятилетиями развиваться в бутылке; в Кото-дю-Лайон, Бонзо и Кар-де-Шом под действием ботритиса рождаются великие сладкие вина. Еще в регионе есть собственное игристое розовое — легкое, нежное, сладковатое Rosé d'Anjou с ароматами клубники и малины, которое делают из луарского сорта гролло.
Сомюр тоже славится игристыми — креманом, который делают преимущественно из шенен блана с добавлением шардоне. По деликатности это вино способно бросить вызов шампанскому! Кото-де-Сомюр — родина одного из лучших тихих шенен бланов, а Сомюр-Шампиньи — выдающихся каберне франов. На сланцевых почвах рождаются элегантные вина с тонами черных ягод, фиалок, ирисов, бархатистыми танинами и потенциалом развития 5–10 лет.
В Турени с шенен бланом работают в Вувре — здесь получаются тихие и игристые вина с высокой кислотностью, нотами меда, инжира, яблок и белых цветов с разным уровнем сахара. Шинон и Бургёй — «поставщики» гениальных каберне франов: шинонские — изысканные, комплексные, способные отражать нюансы терруара и развиваться в бутылке до 20 лет, бургёйские — мягкие и цветочные, с годами наполняются тонами подлеска и уходят в стилистику Бургундии. Также в Турени кабфран соединяют в ассамбляжах с гаме и мальбеком (здесь его называют «кот»).
Верхняя Луара
Эта субзона называется Центр — она находится в глубине материка, где климат континентальный и прохладный, а в почвах доминирует известняк и встречаются гравий, кремний, сланец и другие породы. Здесь производят утонченные и свежие белые и красные.
В Сансере главенствует совиньон блан. На известняковых почвах он дает вина со звонкой кислотностью и ароматами зеленой травы, грейпфрута, крыжовника и черносмородинового листа, а также с хорошим потенциалом к выдержке. Сансер стал прототипом совиньона в XX веке, на который стали равняться производители всего мира. Характер и нюансы отличаются от деревни к деревне: вина из Буэ более полнотелые и округлые, из Менетреоль-су-Сансер — более минеральные.
Из красных в аппелласьоне выращивают пино нуар — в прошлом он преобладал на виноградниках, но был заменен совиньоном. В Сансере пино дает легкие красные, а также тонкие розовые вина с хорошей кислотностью, нежными танинами и ароматами клубники и малины. Это ближайший аналог бургундских вин, к тому же и виноградники расположены на схожих почвах.
Пуйи-Фюме, расположенный к югу от Сансера, также специализируется на совиньоне. Здесь в почвах преобладает кремний, поэтому в винах появляется дымный тон — то самое fumé на французском. Правда, винные эксперты Дженсис Робинсон и Карен Макнейл говорят, что отличить продукцию одного AOC от другого на слепой дегустации могут только очень опытные специалисты.
Менету-Салон — аппелласьон, расположенный непосредственно под Сансером. Малоизвестный, но перспективный. Ценность местных вин — в качестве, сопоставимом с лучшими производителями Сансера, и в более демократичной цене — это следствие «нераскрученности» Менету-Салон. Местные совиньоны обязательны к «просмотру» для вдумчивых ценителей, а пино нуар удивит любителей бургундского стиля.